вторник, 29 июля 2014 г.

Double Surround # 7: Orchestral Manoeuvres in the Dark - Architecture and Morality (1981)

OMD в 1980 году: Дэвид Хьюз, Пол Хамфриз, Малькольм Холмс и Энди Маккласки

Вальс в темноте

А:   В череде многочисленных пионеров электронной поп-музыки особняком стоит английский коллектив Orchestral Manoeuvres in the Dark, но не столько из-за своей дивной вывески, сколько из-за новаторских взглядов и готовности к решительным экспериментам, благодаря которым и сформировалось звучание целой эпохи. Устремив свой зоркий взгляд в смутное будущее и отдав предпочтение холоду «бездушных» синтезаторов, участники группы, впрочем, не спешили отрекаться от всего человеческого: их песням не чужда красота меланхолии, романтичность, драматизм, тепло – они не отказываются от чувств, да и вам не советуют. Парадоксальность вообще присуща Orchestral Manoeuvres in the Dark, и в этом нам сегодня предстоит убедиться.

И:   О, наконец-то мы добрались до этих ребят! Давненько хотелось ближе с ними познакомиться, но руки как-то не доходили.
  
А:   В предыстории группы не было ничего выдающегося – ни случайных счастливых встреч, ни невероятных совпадений, ни прочих хитрых вывертов судьбы; были только два мальчика, Энди Маккласки (Andy McCluskey) и Пол Хамфрис (Paul Humphreys), жившие на северо-западном английском полуострове Уиррал (графство Мерсисайд) и знавшие друг друга ещё с начальной школы. С раннего возраста ребята проявляли активность во всём, что касалось музыки, и переиграли во многих любительских командах. Была, например, группа Equinox, в которой Маккласки заправлял вместе со своим товарищем Малькольмом Холмсом (Malcolm Holmes), в то время как Хамфрис входил в сопровождавшую их дорожную команду. Совсем не умея обращаться с музыкальными инструментами, Equinox пытались исполнять прогрессивный рок, и нам остаётся только представить всё великолепие их амбициозной деятельности.  Потом был коллектив Pegasus, а после него – банда с несерьёзным именем Hitlerz Underpantz (Трусы Гитлера), в которой Энди и Пол играли уже вместе: первый пел и дёргал струны бас-гитары, а второй укрощал клавишные. Шла середина 1970-х годов, и мир был покорён странными немцами Kraftwerk, не оставивших равнодушными и наших героев, - они нашли свою путеводную звезду и с энтузиазмом принялись осваивать просторы электронной музыки, выражая при этом дикую нелюбовь к гитарному року.

В сентябре 1977 года состоялось рождение The Id - очередной группы с Маккласки, Хамфрисом, Холмсом и ещё четырьмя людьми в составе. Неплохая заявка на серьёзность, надо признать, - коллектив давал частые выступления в Мерсисайде, исполняя собственные песни, одна из которых даже попала на местный сборник «Streetto Street».  Параллельно с этим Хамфрис и Маккласки организовали проект VCL XI, в рамках которого они дали волю всей своей изобретательности: из старых радиодеталей и тому подобного технического хлама Хамфрис мастерил электронные приспособления, которые были прозваны «шумовыми машинами» благодаря свойству производить на свет диковинные звуки. Репетируя в обеденной комнате родителей Пола, парни создавали авангардные футуристические коллажи с помощью подручных средств и самоделок и даже не ведали, насколько актуальными окажутся их идеи в скором времени.
  
Но не стоит забывать и про группу The Id. Она просуществовала целых 11 месяцев и распалась из-за разногласий в августе 1978 года. В том же месяце Маккласки вошёл в состав местного квартета Dalek Love You… и практически тут же из него вышел.

И:   Извини, что перебью, но мне, как поклоннику сериала, стало даже любопытно: название этой группы было как-то связано с теми самыми далеками из «Доктора Кто»?

А:   Ну конечно - фанаты этого бессмертного сериала существовали, кажется, всегда.

Так вот, сентябрь того же года ознаменовался возрождением бравого дуэта VCL XI, но уже под совсем другой вывеской: ещё в подростковом возрасте Энди написал песню «Orchestral Manoeuvres in the Dark» (Оркестровые манёвры в темноте), и вот такое лёгкое и запоминающееся название и получил коллектив. На самом деле, главным критерием выбора имени для группы была его необычность и странность, и кажется, что в этом компоненте ребята переусердствовали. Зато получилась внушающая трепет и уважение аббревиатура OMD, которую чаще всего и используют при упоминании коллектива.

И:   И ведь звучит! Да ещё и интригует: сразу и не поймёшь, что может играть группа с таким именем - рок, панк или электронику.

А:   На момент образования главной группы в своей жизни Энди Маккласки и Пол Хамфрис ещё даже не перешагнули рубеж в 20 лет, не знали нотной грамоты и так и не научились толком играть на музыкальных инструментах, но уже имели за своей спиной ценный опыт сочинительства. Сейчас им обоим за 50, но неприязнь к «профессиональной» стороне музыки они сохраняют в полном объёме и очень не любят, когда их обзывают музыкантами.

Мне наплевать, сколько нот ты можешь сыграть, - просто наиграй мне мотив, который я смогу запомнить. 

Таково кредо мистера Маккласки, и ему группа вполне удачно следует всю свою карьеру, создавая очаровательные мелодии, на долгое время оседающие в головах слушателей.

И:   С Эндрю можно согласиться, я считаю. Порой профессиональные музыканты благодаря своим знаниям обладают некоторой «зашоренностью» и по этой причине не в состоянии воспринимать музыку вне каких-либо рамок. В их случае сердце не всегда поспевает за пальцами. Самоучки же обычно от такого избавлены.

Оркестровые Маневры в Поезде: фотография в поддержку альбома «English Electric» 2013
    
А:   OMD удалось сесть на два стула разом: альбомы и синглы с их электронными экспериментами, не совсем укладывающимися в поп-стандарты, расходились на удивление большими тиражами. Правда, после «коммерческого самоубийства» в 1983 году группа решительно взяла курс на более традиционную музыку и сумела таким образом восстановить свои высокие продажи, завоевав популярность даже в США. А вот ещё одно противоречие: Маккласки и Хамфрис называют OMD «забытой группой из 80-х», но стоит лишь пробежаться глазами по списку последователей коллектива, чтобы понять всю несправедливость этого высказывания. Влияние OMD на своё творчество признавали такие исполнители, как RadioheadMobyLa RouxThe KillersThe xxLadytron,Mirrors, и это только верхушка айсберга; стоит ли говорить о том, что Винс Кларк решил всерьёз заняться музыкой после того, как услышал первый сингл OMD, - что из этого вышло, мы все прекрасно знаем. А ведь были ещё China CrisisPet Shop Boysa-haU2… полагаю, весь масштаб роли коллектива Orchestral Manoeuvres in the Dark в поп-музыке вам очевиден. Маккласки и Хамфриса не без причин называют «Ленноном и Маккартни от синти-попа», а уж таких забыть ну никак нельзя.

Хотя люди, занимающиеся жизнеописанием известных музыкальных групп и их участников, как раз про OMD позабыли. Более подробную информацию о коллективе вы можете найти на его официальном сайте http://www.omd.uk.com/; не будет лишним и просмотр документального фильма «Souvenir» 2007 года выпуска, его серии можно найти на Youtube (знание английского языка при этом обязательно).
  

Architecture & Morality 
Архитектура и нравственность

Дата выхода – 8 ноября 1981

Жанр – синти-поп, новая волна

Лейбл – Dindisc Records
Продюсеры – Orchestral Manoeuvres in the Dark, Richard Manwaring и Mike Howlett

Оригинальный список песен:
01 - "The New Stone Age" 3:22
02 - "She's Leaving" 3:28
03 - "Souvenir" 3:39
04 - "Sealand" 7:47
05 - "Joan of Arc" 3:48 
06 - "Joan of Arc (Maid of Orleans)" 4:12
07 - "Architecture and Morality" 3:43
08 - "Georgia" 3:24
09 - "The Beginning and the End" 3:48

Позиции в чартах - № 3 (Великобритания)

А:   Первые два альбома OMD увидели свет в 1980 году с разницей всего в 9 месяцев: такую продуктивность можно объяснить объёмом материала, накопившегося у группы за время её становления. Собственный дебютник участники коллектива позже называли «наивным электронным панком» и отмечали переход к более мрачной музыке на втором альбоме, совершённый под влиянием Joy Division. Тепло принятые критиками и слушателями, OMD не желали останавливаться в развитии и наверняка планировали поднять заданную ими же планку на своей третьей работе.
  
Успешно завершить поиск нового направления для группы помогли сразу несколько обстоятельств.
  
Обстоятельство первое: Клавишник Дэвид Хьюз (David Hughes), пробывший в составе OMD какое-то время в 1980 году, однажды записал на плёнку пение церковного хора для собственных целей и хотел состряпать из него луп, но такой возможностью не обладал. За помощью он обратился к своему другу, Полу Хамфрису, имевшему доступ ко всем техническим новинкам того времени, и поставил условие: если Пол исполнит его желание, то получит взамен копию этой записи. Сказано – сделано, и вскоре циклическое воспроизведение хорала стало основой для одной из новых песен OMD, придав ей мистическую романтичность и монументальность. А что, если бы и весь альбом звучал подобным образом?..
  
Обстоятельство второе: Энди Маккласки, а точнее его увлечение «религиозной» музыкой, привлекавшей парня своей эмоциональностью и помпезностью: григорианские песнопения и русская народная музыка, произведения Хильдегарды фон Бинген, монахини XII века, и Джона Тавенера, жившего в наше время,  – интересы Маккласки охватывали всё многообразие духовных «гимнов». Их впечатляющая мощь так и просилась определить звучание следующего альбома.
  
И:   И, как это обычно случается, по счастливой случайности эти обстоятельства пересекаются, давая повод к рождению чего-то, что достойно звания шедевра.

А:   Сойдясь в видении предстоящей работы, участники OMD принялись усердно сэмплировать григорианские хоралы и искать клавишные, которые смогли бы имитировать подобный звук. С небес им был ниспослан чудесный клавишный инструмент Меллотрон, обеспечивший структуру звучания и атмосферу будущего альбома, обещавшего стать чем-то воистину уникальным и доселе неслыханным. Важно заметить, что помимо Маккласки и Хамфриса в группе состояли уже известный нам ударник Малькольм Холмс и саксофонист Мартин Купер (Martin Cooper), на концертах обычно выполнявший роль клавишника.
  
Материал для новой работы записывался сперва в собственной студии OMD в центре Ливерпуля на знаменитой Мэтью Стрит; продолжение последовало в студии The Manor, представлявшей из себя шикарное поместье в деревушке Шиптон-он-Червелл. Хамфрис вспоминает о нём, как о «действительно воодушевляющем месте», в котором группа в течение трёх месяцев жила отрезанная от цивилизации, что также способствовало настроению альбома.

И:   Зачастую самая интересная музыка записывается как раз в подобных условиях; чего стоит один только культовый «Spirit of Eden» Talk Talk, который создавался в заброшенной церкви, вдали от всех.

А:   Альбом получил название «Architecture & Morality» - очевидно, по почти одноимённой книге кембриджского профессора Дэвида Уоткина («Morality and Architecture»), о которой участники OMD узнали от Марты Лэдли(Martha Ladley), лидера канадской группы Martha and the Muffins. Обложку этого альбома, как и двух предыдущих, оформлял дизайнер Питер Сэвилл (Peter Saville), известный по работе с New Order и редко изменяющей своему минималистичному стилю. Выход «Architecture & Morality», состоявшийся в ноябре 1981 года, предваряли два сингла, которые подготовили отличную почву для полноформатника.


Все кому не лень (в том числе и сами участники группы) до сих пор выделяют получившийся альбом, как самый сбалансированный и аутентичный в каталоге OMD, как эссенцию всего творчества группы. «Architecture & Morality» называют переходным этапом между синти-попом в его первозданном мрачном варианте и более жизнерадостной поп-музыкой 1980-х. «Идеальный альбом», «одна из лучших музыкальных работ в истории», «самая важная пластинка 80-х» - неофициальных регалий у «Architecture & Morality» хватает, и они оправданы его ошеломляющим успехом в европейских хит-парадах, перекрывшем заслуги своих предшественников и окончательно утвердившем коллектив в статусе лидера новой британской музыкальной сцены. Похоже, юные экспериментаторы из OMD обладали тайной формулой, позволявшей им создавать шедевры современного искусства, за которые слушатели всегда были готовы платить свои деньги: группе вновь удалось завернуть авангардные идеи в фантик поп-музыки, представив на суд обществу девять композиций в обрамлении незабываемых мелодий, пресловутых хоралов, обволакивающих звуков и почти боевых барабанов. «Architecture & Morality» явно не попал в свой родной 1981 год – может, именно по этой причине альбом прошёл испытание временем. Первый мировой тур после воссоединения классического состава OMD в середине прошлого десятилетия был построен именно вокруг исполнения песен с «Architecture & Morality», что ещё раз подтверждает всю его важность.


THE NEW STONE AGE
НОВЫЙ КАМЕННЫЙ ВЕК
(A. McCluskey)

И:   Трудно сказать, ожидал ли кто-то вообще подобной песни от OMD: открывающий неуютный шум сменяется ритмичным битом, сулящим первоклассный дискотечный трек, но затем на первый план выходит не совсем типичный для группы музыкальный инструмент - гитара. Её энергичный и даже немного злой, но вместе с тем холодный аккомпанемент напоминает композицию New Order «Everything’Gone Green», вышедшей в том же году несколькими месяцами раньше. Картину довершает скрипучий, режущий слух синтезатор.
  
А:   Маккласки и Хамфрис делят вокальные партии между собой, причём манера пения первого как будто вдохновлена фирменным «рыдающим» вокалом Роберта Смита из The Cure, а голос второго звучит чуть ли не потусторонне. Кажется, участники группы рассчитывали на то, что услышав такую панику в первой же песне, слушатели толпой побегут в магазины сдавать альбом. «Боже, что мы сотворили в этот раз?» кричит Маккласки в припеве, и вкупе с упоминанием «нового каменного века» это придаёт песне постапокалиптическое настроение.
  
И:   Экспрессивность «The New Stone Age» во всей красе раскрывалась на концертах, хотя композицию исполняли нечасто: на оригинальном туре в поддержку альбома и на том самом воссоединительном турне 2007 года. 



SHE'S LEAVING
ОНА УХОДИТ
(A. McCluskey, P. Humphreys)


А:   Трогательная электронная песня с богатой историей: она была написана в январе 1981 года и OMD, тогда ещё не планировавшие новый альбом, пробовали играть её на своих выступлениях во Франции и Канаде. Попытки записать «She’s Leaving» в студии не привели ни к чему путному, и песню на какое-то время оставили в покое.
  
И:   Перебравшись в студию The Manor, группа нашла старые наработки к композиции и записала её новую версию – более медленную, простую и с другими аккордами. Получившуюся мелодичную песню с густой атмосферой и буйством «синтезаторной мысли» поместили на альбом. Её название – явный кивок в сторону битловской «She’sLeaving Home».
  
А:   «She’s Leaving» выходила синглом в странах Бенилюкса, но на просьбу лейбла «Virgin» выпустить пластинку повсеместно в 1982 году OMD не отозвались: на тот момент она стала бы уже четвёртым синглом с альбома, а это наводило на мысль о намеренной эксплуатации группы. Оставшись обычным альбомным треком, «She’s Leaving», тем не менее, получила очень высокие оценки критиков.
  
И:   Сдаётся мне, что для ребят песня была особенно важна, потому и не захотели они отрывать её от сердца – но зато вспоминали на многих своих концертах.


SOUVENIR
СУВЕНИР
(P. Humphreys, M. Cooper)


А:   Композиция выросла из той самой плёнки с пением церковного хора, что Дэвид Хьюз принёс Полу Хамфрису: тот «вплёл» написанную собой связку аккордов в голосовые гармонии, полученные при работе с записью хорала. Песня получила говорящее название «The Choir Song» (Хоровая песня) и, по воспоминаниям Мартина Купера, также приложившего руку к её возникновению, звучала значительно медленнее альбомного варианта. Более того, её финальная версия тоже была неспешной, но после мастеринга запись будто бы немного ускорилась. Результатом стала меланхоличная электронная мантра, на три минуты переносящая слушателя в мир настоящей магии; во второй раз в истории группы лидирующий вокал принадлежал Хамфрису, использовавшему при записи дабл-трек.
  
И:   Будучи первой записанной к альбому композицией, «The Choir Song» просто обязана была стать синглом, который идеально подошёл бы и для медленных танцев на дискотеках, и для аудитории радиослушателей, выискивающих хиты. Сменив имя песни на «Souvenir», OMD действительно выпустили её отдельной пластинкой и совсем не прогадали: третье место в британском чарте (выше они так никогда и не поднимутся) и значительный успех в европейских странах – пока копии сингла разлетались аки горячие пирожки, группа спокойно могла продолжить запись альбома.
  
А:   По-видимому, Маккласки здорово обиделся на Хамфриса из-за большой популярности его песни и потому никогда не был её почитателем. Ну а если серьёзно, то фронтмен OMD посчитал «Souvenir» несколько небрежной и сетовал на то, что можно было сделать и лучше. Претензия, мягко говоря, странная.
  
И:   Ностальгический видеоклип на «Souvenir» ходил в фаворитах MTV в те далёкие дни, когда этот канал был посвящён музыке, и до сих является одним из самых известных у группы. Стоит ли говорить, что на концертах композиция исполняется регулярно; кроме того, песня «Stay With Me» с последнего на данный момент альбома OMD определённо является своеобразным продолжением «Souvenir», воссоздающим её атмосферу и отдалённо повторяющим партию клавишных.



SEALAND
СИЛЕНД
(A. McCluskey, P. Humphreys)

А:   Кульминацию альбома провозглашает преимущественно инструментальная пасторальная синти-симфония длительностью в восемь минут, названная в честь базы Королевских военно-воздушных сил на полуострове Уиррал. В действительности «Sealand» не имеет к ней никакого отношения: это имя зацепило Маккласки своей способностью вызвать в воображении место, находящееся меж морем и землёй. Это мистическое произведение одновременно умиротворяет и настораживает, - натуральный эмбиент, вдохновлённый краут-роком 70-х, Брайаном Ино и Kraftwerk. Едва ли мэйнстримная поп-музыка могла противопоставить что-либо этому живописному шедевру Orchestral Manoeuvres in the Dark.


JOAN OF ARC
ЖАННА Д'АРК
(A. McCluskey)


И:   Вторая половина альбома начинается с эпопеи о Жанне д’Арк (персоне, в представлении не нуждающейся) в двух песнях с одинаковыми названиями. Так концептуально пошутить можно только с осознанием собственной цели, и OMD знали, что делали. Но что же привлекло их внимание к французской мученице XV века?
  
А:   Как всегда - Его величество случай. Тур в поддержку второго альбома OMD затрагивал такие города, как Орлеан и Руан, что непосредственно связаны с историей Жанны д’Арк. Технический персонал потехи ради окрестил эти выступления «Joan of Arc Tour», и Энди Маккласки решил подробнее изучить этот эпизод мировой истории. Закрывшись в библиотеке и перерыв сотню-другую книг, парень пришёл в восторг от героини, её моральнойуверенности в своих действиях и влияния, которое она оказала на последующие поколения. «Надо что-то делать! Надо что-то делать!.. Надо… Надо написать песню» - подумал Эндрю. «А лучше сразу две» - решил он и сочинил ещё одну – ту, на которой мы сейчас остановились.

И:   «Joan of Arc» вышла синглом за месяц до появления альбома и стала очередным международным хитом группы. Это очень сильная, эмоциональная песня с вокалом и мелодией, вынуждающими толпы мурашек вприпрыжку бежать по вашей спине.



JOAN OF ARC (MAID OF ORLEANS)
ЖАННА Д'АРК (ОРЛЕАНСКАЯ ДЕВА)
(A. McCluskey)


И:   Значит, сначала Эндрю Маккласки написал эту песню?
  
А:   Да, и как гласит «легенда», случилось это 30 мая 1981 года, в 550-ую годовщину мученической смерти Жанны д’Арк. Своим творением, правда, Маккласки был не совсем доволен, но на его счастье другим участникам OMD пришла в голову идея переработать песню в ритме 6/8 (вальс) – и у них получилось. Чтобы понять, где какая композиция, было добавлено альтернативное название «Made of Orleans» в скобках.
  
И:   Она стартует с весьма тревожного, даже жуткого звука; в то время OMD увлекались генерированием подобных «случайных» звуков, имитирующих шумы окружающей обстановки. Что-то похожее уже было в «The New Stone Age», а теперь появилось и здесь – песня как бы вырастает из странного шума. Активное участие в записи песни принимал Меллотрон, чьи «вокальные» партии ускорялись, замедлялись и искажались дисторшеном; изюминку добавляет строгость милитаристских барабанов, к которым Маккласки в те годы дышал неровно. «Maid of Orleans» так и пышет странностью, и тем интереснее её дальнейшая судьба.
  
А:   Боссы «Virgin» окончательно свихнулись, предложив Маккласки сделать и эту композицию синглом, - они аргументировали такой шаг тем, что люди не поймут разницы между двумя «Жаннами» и подумают, будто OMD выпускают одну и ту же песню дважды. Энди поддался лишь из любопытства. Перед появлением на радио «Maid of Orleans» подверглась некоторым изменениям: лишилась своего «неприемлемого» начала и приобрела дополнительное название «The Waltz Joan of Arc». Вышедший через два месяца после альбома сингл стал апофеозом всемогущества OMD – песня, чей коммерческий потенциал стремится к нулю, возглавила чарты нескольких европейских стран, попала в первую пятёрку Великобритании, а в Германии стала самым продаваемым синглом 1982 года. Казалось, ребята и шагу не могли ступить, чтобы не оказаться на вершине славы, и они сами начали в это верить; впоследствии им это здорово аукнулось.



ARCHITECTURE AND MORALITY
АРХИТЕКТУРА И НРАВСТВЕННОСТЬ
(A. McCluskey, P. Humphreys)

И:   Титульная композиция альбома являет собой абстрактный инструментал, записанный за три дня в студии The Manor. В течение этого времени группа выдумывала всевозможные музыкальные олицетворения «нравственности» (ими естественно стали грозные григорианские песнопения) и «архитектуры» (треск, удары и электронные шумы, больше свойственные индастриалу), в итоге выдав очередной гнетущий коллаж; Хамфрис, не стесняясь, назвал его «совершенно сумасшедшим». Идея противопоставления архитектуры и нравственности, выраженная в их своеобразном переплетении, реализована, может, и прямолинейно, но очень эффектно: так и представляется величественный кафедральный собор, в котором ведутся ремонтные работы прямо во время службы. «Architecture and Morality» открывала концертные выступления OMD в рамках тура в поддержку альбома и в 2007 году.


GEORGIA
ДЖОРДЖИЯ / ГРУЗИЯ
(A. McCluskey, P. Humphreys)

И:   Яркий синтезаторный рифф обещает нам весёлую песню, но без тревожных ноток не обошлось и здесь: вставки с фразами предположительно из какого-то фильма или радиопередачи и отрывок развесёлого гимна (уж не военного ли?), а также психоделичная концовка со свистом на заднем фоне и резкий финал оставляют слушателя в небольшом замешательстве.
  
А:   Вдобавок ко всему, герои песни «танцуют на кольцах западного мира», и пусть у них «на глазах повязки» - им «всё равно». Странность на странности и странностью погоняет. Первоначально под вывеской «Georgia» скрывалась совсем другая песня, также предназначенная для альбома, но группа сочла её неудачной и убрала в стол. Название, впрочем, им нравилось, и они сочинили другую песню «Georgia», которая и попала на «Architecture & Morality». А та, первая композиция, сегодня ещё дождётся своего выхода на сцену.


THE BEGINNING AND THE END
НАЧАЛО И КОНЕЦ
(A. McCluskey, P. Humphreys)

А:   Самая старая песня на альбоме, написанная ещё во времена VCL XI. Группа испытала определённые трудности при записи композиции, но получившаяся версия звучит, по словам её участников, вполне удачно. «Вот мы и подошли к концу» с торжественной грустью в голосе констатирует Маккласки; всё когда-нибудь заканчивается.
  
И:   И альбом «Architecture & Morality» тоже – мечтательной красивой балладой с партией гитары (сыгранной, вероятно, на клавишных) и пианино. Эта песня из разряда «специальных», и с момента выхода альбома до первого живого исполнения «The Beginning and the End» прошло 26 лет. Кому-то может показаться, что песню просто недооценили, однако выдержав такую паузу, ребята из OMD поступили мудро.

Orchestral Manoeuvres in the Dark относятся к разряду тех групп, что понимали истинное значение второй стороны сингла. Нередко они помещали туда вещи на редкость замечательные, к которым относились с большой любовью, - обратимся же к ним.


MOTION AND HEART (AMAZON VERSION)
ТЕЛО И ДУША
(A. McCluskey, P. Humphreys)

А:   Оригинал композиции можно найти на втором альбоме группы. Эта версия была записана в студии Amazon и должна была стать следующим синглом после знаменитой «Enola Gay» в 1980 году, но вместо этого очутилась на второй стороне сингла «Souvenir».

И:   В «Motion and Heart» есть что-то забавное – возможно, она звучала бы уместнее в исполнении, например, Soft Cell. В более спокойном и холодном варианте её записали для радио-шоу Джона Пила в апреле 1980 года.

Предлагайте ваши переводы словосочетания «Motion and Heart» - самые лучшие из них будут удостоены специального приза!


SACRED HEART
СВЯЩЕННОЕ СЕРДЦЕ
(A. McCluskey, P. Humphreys)

И:   Другой би-сайд к «Souvenir» - иначе как «воздушным» его трудно охарактеризовать. Почти инструментальная (непродолжительная вокальная партия Маккласки воспринимается скорее как ещё один музыкальный инструмент), композиция продолжает линию «Architecture & Morality» и вскользь затрагивает религиозную тему.


THE ROMANCE OF THE TELESCOPE (UNFINISHED)
РОМАНC ТЕЛЕСКОПА (НЕЗАВЕРШЕННЫЙ)
(A. McCluskey, P. Humphreys)

А:   Религия, философия, наука – всё переплелось в этой величественной гипнотической композиции, которую иногда называют вершиной творчества OMD. Не имея достаточно времени в своём распоряжении для достижения желаемого результата, группа пометила песню как незавершённую и отправила её на обратную сторону сингла «Joan of Arc», но на этом её история не обрывается
  
И:   OMD решили, что «The Romance of the Telescope» слишком хороша для би-сайда, поэтому всё-таки довели её до ума (хотя всё и так было уже доведено) и включили в свой студийный альбом 1983 года. Она часто появлялась на концертных выступлениях коллектива.
  
А:   Мы вновь слышим боевые барабаны – отсылка к Королевскому Эдингбургскому параду военных оркестров, который так нравился Энди Маккласки в те годы. Говорят, это его любимая песня в репертуаре OMD.
   

NAVIGATION
НАВИГАЦИЯ
(A. McCluskey, P. Humphreys)

А:   Помещённый на вторую сторону сингла «Maid of Orleans», это ещё один неспешный инструментал (ненавязчивое пение Энди гармонично вплетается в общий поток музыки), в духе «Sealand». Если бы песни можно было рекламировать по телевизору, то эта получила бы знаменитый слоган «Райское наслаждение». «Navigation» дала имя сборнику би-сайдов группы, выпущенному в 2001 году.


OF ALL THE THINGS WE'VE MADE
О ВСЁМ, ЧТО МЫ СОВЕРШИЛИ
(A. McCluskey, P. Humphreys)

А:   Вторым би-сайдом к «Maid of Orleans» шла в меру минималистичная трёхминутная песня, пронизанная искренней светлой грустью – «heartbreaking», как выражаются англичане. Это ещё одна композиция, вошедшая в альбом 1983 года, правда без каких-либо слышимых ощущений от своей «незаконченной» версии.

И:   Любопытно,  что на конвертах самых первых копий двенадцатидюймового сингла был указан ещё один би-сайд,«Experiments in Vertical Take Off». Такой песни никогда не существовало, но на нечаянную ошибку это совсем не похоже.


GRAVITY NEVER FAILED
ГРАВИТАЦИЯ НИКОГДА НЕ ПОДВОДИЛА
(A. McCluskey, P. Humphreys)

А:   Её планировали включить в «Architecture & Morality» и даже рассматривали в качестве возможного претендента на сингл; мы уже косвенно упоминали эту песню раньше – именно она сперва носила название «Georgia». Отчего-то песня впала группе в немилость, и её выход состоялся только в 1988 году в качестве би-сайда к синглу «Dreaming». А зря – у «Gravity Never Failed» очень цепляющий припев, да и в целом она звучит едва ли слабее других песен OMD того периода. Что ж, её «отставка» в очередной раз свидетельствует о том, насколько сильным было творчество группы в первой половине 1980-х годов.



«Отлично» - довольно потирали руки менеджеры группы – «давайте-ка вы запишете ещё один альбома а-ля «Architecture & Morality», и тогда за вами навеки закрепится звание «вторых Pink Floyd», толпы поклонников будут падать перед вами ниц, а деньги потекут рекой!». Но Orchestral Manoeuvres in the Dark никогда не шли проторенной дорогой; уверовав в свою неуязвимость, Маккласки и Хамфрис задумали пойти в своих экспериментах ещё дальше…

И:   Double Surround действительно стоит рассматривать как способ знакомства с творчеством разных музыкальных групп, уже второй раз подряд убеждаюсь в этом на личном опыте. «Architecture & Morality» - великолепный альбом, который каким-то непостижимым образом проходил мимо меня, впрочем как и остальное творчество OMD. Симбиоз электронных экспериментов Kraftwerk и мрачного пост-панка Joy Division выдаёт поистине гипнотический и атмосферный альбом. Советую всем любителям электронной музыки и не только.

А:   До этого момента OMD всегда меня отталкивали, и главной причиной тому был голос Эндрю Маккласки, мною абсолютно не воспринимаемый. Единственной песней с «Architecture & Morality», к которой я испытывал тёплые чувства, была конечно же «Souvenir» - по-моему, лучшее, что синти-поп смог дать музыке. Подготовка к этому обзору дала мне повод пересмотреть своё отношение к альбому и творчеству группы в целом. «Architecture & Morality» - цельная мощная работа, опровергающая тезис о том, что в электронной музыке нет души.

Для начинающих слушателей рекомендуем к прослушиванию издание «Architecture & Morality» на диске 2003 года, либо переиздание 2007 года, включающее в себя DVD с клипами группы и её концертом в королевском театре Друри-Лейн 4 декабря 1981 года. Советуем посмотреть и относительно современные выступления, тур «Architecture & Morality» 2007 года. Музыканты великолепно держатся на сцене, а артистичность и экспрессия Энди Маккласки дадут прикурить многим коллегам по цеху. Также вы можете абсолютно бесплатно прослушать альбом на сайте Яндекс.Музыка.

Надеемся, наша статья поможет вам расширить свой музыкальный кругозор, если вы «новичок», и представит обозреваемый альбом в новом для вас свете, если вы «продвинутый» слушатель. Спасибо за внимание, до новых встреч.

P.S. Благодарим Bobby Orlando за помощь в нахождении материала для обзора.


Double Surround, 02 февраля 2014
Группа ВКонтакте

Комментариев нет:

Отправить комментарий