А: Трудно с ходу назвать поп-группу более плодотворную и разноплановую, чем дуэт Pet Shop Boys: вот уже почти тридцать лет «мальчики» записывают танцевальную электронную музыку, попутно заигрывая с разными жанрами и форматами. Хотите мюзикл? Пожалуйста, он у них есть. Саундтрек к немому фильму 1925 года? Да вот же он, слушайте! Может, вы ещё и музыкой к балету желаете насладиться? Не удивляйтесь, но у Pet Shop Boys и такое имеется.
И: Творят что хотят. Осталось только оперу написать, и тогда будет полный комплект – впрочем, я совсем не удивлюсь, если в будущем это случится. Как бы то ни было, Pet Shop Boys всеми силами пытаются возвести поп-музыку в ранг искусства, и у них это выходит легко и непринуждённо – равно как и выдавать мелодичные и запоминающиеся хиты, известные по всему миру.
А: Случайная встреча двух не обделенных талантом молодых людей может носить воистину судьбоносный характер. Так когда-то встретились Джон Леннон и Пол Маккартни, ну а в нашем случае речь пойдёт о Ниле Теннанте (Neil Tennant) и Крисе Лоу (Chris Lowe).
Нил Теннант родился в Ньюкасле и рос тихим интеллигентным ребёнком, очень увлекавшимся историей и искусством. Школьные годы он провёл в ненавистной ему католической гимназии святого Кутберта - там же, к слову, учился и Гордон Самнер, в дальнейшем получивший известность под прозвищем Sting, и это далеко не последнее упоминание о нём сегодня. Уже в подростковом возрасте Теннант старался развивать свои способности и потому овладел игрой на гитаре и виолончели, после чего стал лакомым кусочком для местной «хиппи-фолк»-группыDust, заняв там место главного вокалиста и гитариста. В сферу интересов юного музыканта входила также и художественная литература, особенно произведения Оскара Уайлда. Выучившись в политехническом институте на историка, Теннант вдруг подался в журналистику и издательское дело: сперва работал в популярном издательстве комиксов «Marvel», потом был редактором в нескольких других издательских домах и в конце концов попал на должность помощника редактора в музыкальном журнале «Smash Hits».
И: Не менее музыкальным был и Кристофер Лоу, выходец из Блэкпула, – во многом благодаря семье. С десяти лет мальчик учился играть на пианино и тромбоне (чего не сделаешь ради любимого отца), помимо этого увлекаясь и спортом, преимущественно боксом. Будучи подростком, Лоу тоже играл в местных музыкальных бандах: иногда выступал вместе с рок-группой Stallion, но приоритетным для него являлся коллектив One Under the Eight, делавший упор на старомодные стандарты поп-музыки и игравший для тех «кому за…». На Лоу такой отказ от музыкального прогресса частично повлиял: парень не интересовался современной поп-музыкой до тех пор, пока не услышал музыкальное сопровождение к знаменитому фильму «Лихорадка субботнего вечера» («Saturday Night Fever»). Другим хобби Лоу была архитектура, поэтому в ливерпульском колледже он учился именно на архитектора и потом даже какое-то время успел поработать по специальности.
А: Пути Теннанта и Лоу пересеклись 19 августа 1981 года. Именно в этот день, по общепринятой легенде, первый зашёл в магазин техники в лондонском районе Челси (рядом с вокзалом Кингс-Кросс) – ему нужно было узнать, как подключить свой новый синтезатор к усилителю – и там встретился со вторым. В ожидании консультанта, Теннант и Лоу разговорились о синтезаторах и музыке в целом. Их пристрастия оказались диаметрально противоположными, но это не помешало им подружиться и уже через какое-то время совместно писать песни. Назвались они West End, в честь одного из престижных районов Лондона, и только в 1983 году изменили свою «вывеску» на хип-хоповое PetShop Boys – в честь друзей Лоу, которые действительно владели зоомагазином.
И: Меланхоличные умники, попсовики-затейники, плагиаторы со стажем – кем их только не нарекали. Музыку Pet Shop Boys часто подводят под термин «интеллектуальное диско», и доля правды в таком определении велика: в творчестве дуэта заводной диско-бит зачастую невозмутимо соседствует с умной, порой замысловатой лирикой на не самые банальные темы – ну кому ещё взбредёт в голову петь про октябрьскую революцию 1917 года или рассуждать о политической ситуации на Балканах перед Второй мировой войной? При этом «парней из зоомагазина» трудно назвать скучными занудами – им свойственны ирония и фирменный английский юмор, светлая грусть и неподдельная эйфория, с одинаковым успехом они могут носить как клоунские колпаки, так и строгие костюмы.
А: Pet Shop Boys стараются не стоять на месте и постоянно находятся в творческом поиске, каждый раз открывая для себя и своих поклонников что-то новое; а ведь круг почитателей дуэта широк даже среди знаменитостей – от Мадонны и Робби Уильямса до Дэвида Боуи и Элтона Джона. Несмотря на свой уже весьма солидный возраст, Теннант и Лоу всё ещё полны энергии и молоды душой, и это самое главное.
История дуэта достаточно подробно изложена на его официальном сайте http://www.petshopboys.co.uk/, там же найдётся много другой интересной информации. В крайнем случае, можно заглянуть в английское и российское сообщество поклонников группы - http://www.petshopboys-forum.com/ и http://www.petheads.ru/ соответственно. Изданных на русском языке книг о Pet Shop Boys не существует, равно как и полноценной их биографии вообще. Зато есть замечательный документальный фильм «A Life in Pop» 2005 года выпуска , к просмотру поклонникам дуэта он обязателен.
Перейдём же к первому альбому дуэта, «Please».
А: Несмотря на различия в музыкальных предпочтениях, в одном Теннант и Лоу были солидарны – в любви к модным тогда танцевальным жанрам хай-энерджи (Hi-NRG) и евродиско. К этим направлениям они и постарались приблизиться в своих первых демозаписях, датируемых 1982 годом. Однако же по-настоящему всё завертелось только летом 1983 года, когда ещё работавшего журналистом Теннанта со служебным заданием отправили в Нью-Йорк – написать рецензию на концерт группы The Police и взять интервью у её лидера Стинга. По странному стечению обстоятельств, беседа двух бывших учеников католической школы проходила в том же здании, где обосновался гуру хай-энерджи, Бобби Орландо (Bobby Orlando), в те времена продюсировавший всё, что двигалось. Упускать такой возможности Теннант не хотел, поэтому добился встречи и с Орландо (состоявшейся, кстати, 19 августа – ровно спустя два года после знакомства Теннанта и Лоу), поведав тому о своей группе и её стремлениях завоевать все танцполы мира. Орландо сразу же заинтересовался дуэтом – как он потом признался, из-за внешности поп-звезды у Теннанта - и предложил поддержку. В скором времени Pet Shop Boys уже в полном составе работали с Орландо в его студиях, записывая свои первые полноценные песни и развивая имеющиеся наработки.
И: Дебютный сингл парней, «West End Girls», вышел в апреле 1984 года и стал небольшим клубным хитом в некоторых американских городах и европейских странах, но и только. Пробыв ещё год в раздумьях и сомнениях относительно своих дальнейших действий, Pet Shop Boys прекратили сотрудничество с Бобби Орландо, наняли менеджера Тома Уоткинса (Tom Watkins) и подписали контракт с подразделением лейбла «EMI», «Parlophone».
А: «Теперь-то уж точно мир будет у наших ног!» подумал Теннант и сгоряча ушёл из «Smash Hits» под недобрые насмешки своих уже бывших коллег. Смеяться, впрочем, было над чем – второй сингл дуэта даже на уровне клубных дискотек не смог ничего показать. Pet Shop Boys отнеслись к этому спокойно и решили применить распространённую тогда меру: записать обновлённую версию одной их своих выпущенных песен. Выбор пал, естественно, на «West End Girls»; за её новую версию отвечал культовый для электронной музыки продюсер Стивен Хейг (Stephen Hague). Сингл с полностью перезаписанной песней вышел в октябре 1985 года и спустя 8 недель как ни в чём не бывало возглавлял британский хит-парад, а в мае 1986 года окончательно покорил и США. Ещё одной звёздой на небосклоне синти-попа и танцевальной музыки стало больше.
И: Запись дебютного альбома дуэта продолжалась около трёх месяцев, с ноября 1985 года по январь 1986-ого. Работа, как правило, велась с полудня до полуночи с перерывом на небольшой ужин в турецком кебаб-хаусе с бонусом в виде рецины, греческого вина, - поэтому обратно в студию парни не всегда возвращались в трезвом состоянии. Практически все вошедшие на альбом песни были написаны группой задолго до записи, тем не менее «Please» чуть не опоздал к крайнему сроку. Его трудно назвать концептуальным альбомом, но из композиций можно сложить своеобразную историю о двух молодых людях: они вместе сбегают из дома, уезжают в большой город, загораются идеей заработать много денег, влюбляются, переезжают в пригород, идут в ночной клуб, познают все прелести городской жестокости и случайных связей. По мнению Теннанта, какой-то смысл во всём этом найти можно...
А: …только если очень сильно постараться. На самом деле, лирика Теннант всегда отличалась зрелостью, и даже простые тексты могли нести в себе знатный подвох, что на «Please» и демонстрируется. Музыкально альбом являет собой сплав синти-попа, итало- и евродиско, звучащий прохладно и отстранённо. В начале карьеры дуэт не жаловал живые инструменты и большее предпочтение отдавал синтезаторам, однако на «Please» можно услышать пианино, бас, электрогитару, саксофон и даже тромбон – впоследствии к подобным инструментальным «вывертам» Pet Shop Boys будут относиться куда лояльнее. Многие песни содержат в себе посторонние звуки: объявления с железнодорожного вокзала, шум улицы, бьющееся стекло и т.д.
И: Главным фотографом дуэта стал Эрик Уотсон (Eric Watson), с которым Теннант дружил ещё со своей юности. Он впоследствии сформировал имидж Pet Shop Boys, существующий и поныне: бесстрастный вокалист и застывший у синтезатора равнодушный клавишник в солнцезащитных очках и кепке – Теннант и Лоу соответственно. Одну из фотографий Уотсона приметил дизайнер Марк Фарроу (Mark Farrow): на ней участники группы укрыты белыми полотенцами. Ему пришла в голову идея обложки альбома: сильно уменьшенное фото на белом фоне, под ним – имя группы и название альбома, написанное мелким шрифтом. Фарроу аргументировал минималистичность тем, что чем меньше фотография и надписи, тем больше внимания обложка привлечёт. Его логика оказалась оправданной, поэтому творческий союз Pet Shop Boys и Марка Фарроу живёт по сей день.
А: Ещё одной традицией дуэт обзавёлся, когда давал название своей первой полноформатной пластинке: все студийные альбомы и сборники Pet Shop Boys лаконично именуются одним словом. Замысел заголовка «Please» состоял в том, чтобы человек, придя в музыкальный магазин, мог произнести только одну фразу, «могу я купить альбом Pet Shop Boys, пожалуйста?» («Can I have the Pet Shop Boys, Please?»), а продавец бы его сразу понял. К тому же, музыкантам было смешно представлять, какими вежливыми в таком случае выглядели бы подростки; Pet Shop Boys буквально заставили их быть любезными.
И: «Please» появился на прилавках 24 марта 1986 года и был словно гром среди ясного неба: на родине дуэта он дошёл до третьего места в альбомном хит-параде, а в американском Billboard Hot 200 достиг седьмой строчки, при этом группа отказывалась давать живые концерты и её появления на публике ограничивались участием в музыкальных шоу и интервью.
Обратимся же к обзору композиций с альбома, пожалуйста.
TWO DIVIDED BY ZERO
ДВА, ДЕЛЁННОЕ НА НОЛЬ
(N. Tennant, B. Orlando)
И: «Please» дерзко стартует с отличной песни, достаточно жёсткой и холодной, но не лишённой печали. Наслаждаемся звучанием.
А: Первый голос, который мы слышим на альбоме, принадлежит… калькулятору. Не совсем то, чего вы ожидали, правда? В 1983 году, будучи в США, Теннант приобрёл говорящий калькулятор в качестве рождественского подарка своему отцу. Тембр голоса этого чуда техники понравился участникам дуэта, а Бобби Орландо от электронного «товарища» пришёл в неописуемый восторг.
И: Он отдал Pet Shop Boys свою музыкальную заготовку, с которой сам зашёл в тупик, и те взяли её основой для своей будущей песни, построенной на фразе калькулятора «two divided by zero». Ребята не дружили с математикой, поэтому смело делили на ноль.
А: Как оказалось, не в математике дело: эта композиция рассказывает о двух молодых людях, которые хотят вместе сбежать из дома и отправиться в Нью-Йорк. Теннант взял за основу историю из своей юности, когда он сам и его знакомая девушка мечтали о романтическом побеге из Ньюкасла в Лондон, иногда проводя ночи на железнодорожном вокзале и наблюдая за отправляющимися в столицу поездами. В середине композиции можно услышать объявление диктора на вокзале.
И: Мечты тогда так и остались мечтами – возможно, как и у героев песни.
WEST END GIRLS
ДЕВУШКИ ИЗ ВЕСТ-ЭНДА
(N. Tennant, C. Lowe)
А: Первый и самый значительный мировой хит Pet Shop Boys отмечен печатью натурального хип-хопа. Композиция создавалась под влиянием сразу нескольких факторов: знаменитая поэма Томаса Стернза Элиота «Пустошь», рэп из песни 1982 года «The Message» от американцев Grandmaster Flash and the Furious Five и гангстерский фильм 1930-х годов с участием Джеймса Кэгни гармонично вплелись в поток сознания Теннанта по поводу колоссального давления, которое испытывают жители больших городов, социального неравенства и прочих неприятных явлений.
И: Теннант рассказывал, что оригинальное музыкальное сопровождение к песне было написано дуэтом до появления текста, в 1982 году. Инструментал переработали за несколько дней до начала работы с Бобби Орландо: Лоу выдал мгновенно запоминающуюся партию баса, ставшую позже одной из главных особенностей «West End Girls».
А: Для окончательной студийной версии Орландо сделал несколько наложений на запись – в частности, добавил свои фирменные голосовые эффекты и побаловался с синтезатором, имитирующим мужской григорианский хорал. Последним уже пользовались New Order в своей песне «Blue Monday» годом ранее.
И: «West End Girls» вышла синглом в апреле 1984 года и звучала откровенно слабо и невнятно. Кое-где её приняли всё-таки с радушием – например, в Бельгии: на одном из музыкальных шоу в этой стране и состоялось первое публичное выступление Pet Shop Boys. Однако коммерческого успеха с таким «хитом» дуэту было не видать.
А: Все права на оригинальную версию «West End Girls» принадлежали Орландо, поэтому ребятам пришлось перезаписать композицию, когда они решили вновь выпустить её синглом. Стивен Хейг посоветовал сделать второй вариант более медленным и мрачным, и Pet Shop Boys так и поступили. В итоге, песня возглавила хит-парады многих стран и вошла в дебютный альбом дуэта.
И: Эта версия «West End Girls» звучит естественнее, глубже – частично из-за реального уличного шума в начале песни: шаги прохожих, сигналы автомобиля и разговоры. Все эти звуки записал Хейг, стоя около музыкальной студии. Внешне продюсер Pet Shop Boys был немного похож на – кого бы вы думали? – Стинга, поэтому примерно на пятой секунде можно услышать женский шёпот «это Стинг» («it’s Sting»). Он же сыграл соло на трубе в середине композиции... по правде сказать, никакая это не труба, а сэмплы синтезатора Emulator, но сыграно искусно. А вот голос Хелены Спрингс (Helena Springs) - самый что ни на есть настоящий и звучит фантастически. Вообще к бэк-вокалу в песнях и на концертах Pet Shop Boys всегда подходили очень серьёзно.
А: Текст композиции построен на антитезе «парни из Ист-Энда - девушки из Вест-Энда»; лондонский район Ист-Энд всегда имел «рабоче-пролетарскую», промышленную репутацию, в то время как Вест-Энд знаменит своей фешенебельностью и элитностью. Некоторые строчки отсылают к проблеме «потерянного поколения» («у нас нет будущего, и прошлого нет»), затронута и тема продажи наркотиков на улице («ты получил это, у тебя это есть?»). Не обошлось и без истории России, горячо любимой Теннантом: на это указывает строчка «от Женевского озера до Финляндского вокзала», иллюстрирующая маршрут возвращения Владимира Ленина из своей второй эмиграции в 1917 году и олицетворяющая повсеместную распространённость поднятой в песне проблемы. К слову, в первой версии «West End Girls» присутствовали слова «все твои остановки, заминки и начинания – кем ты себя возомнил, Сталиным?» («All your stopping, stalling and starting, who do you think you are - Joe Stalin?»), однако из этого варианта их убрали. В ремиксах на песню присутствовал дополнительный куплет, скорее всего тоже намекающий на нелегальную продажу наркотиков.
И: Конечно же «West End Girls» не выползает из концертной программы Pet Shop Boys и исполняется дуэтом практически на всех концертах, где её неизменно встречают с большим восторгом. В прошлом году она звучала на открытии летних Олимпийских Игр в Лондоне, а на церемонии закрытия Pet Shop Boys, как всегда облачённые в экстравагантные наряды, сыграли её вживую. Появляется песня и в некоторых известных сериалах, а интересующиеся видеоиграми могут услышать её и в некой «Grand Theft Auto» под порядковым номером 5. И это уже не говоря о различных пародиях, каверах и музыкальных цитатах - так, Мадонна использовала этот въедливый бас в своей композиции «Jump» 2006 года...
Слушай, может хватит уже на одном месте топтаться, давай к следующей песне перейдём?
А: Одну минуту. Меня всегда интересовала схожесть «West End Girls» и песни Бобби Орландо «Mixed up World» со всех точек зрения, музыкальных и смысловых. Осталось только выяснить, кто у кого украл...
OPPORTUNITIES (LET'S MAKE LOTS OF MONEY)
ВОЗМОЖНОСТИ (ДАВАЙ ЗАРАБАТЫВАТЬ МНОГО ДЕНЕГ)
(N. Tennant, C. Lowe)
И: Диско-панк в интерпретации Pet Shop Boys. Это третий сингл в дискографии дуэта и первый – на лейбле «Parlophone». По сути, он повторил судьбу «West End Girls», пережив два релиза, второй из которых оказался гораздо успешнее первого. Своими корнями эта композиция уходит в начало 1983 года; удивительно, но незабываемый звонкий рефрен «я умён, а ты привлекателен - давай зарабатывать много денег» пришёл в голову именно Крису Лоу, который наиграл три аккорда, вдохновлённых незабвенным Бобби Орландо, и попросил Теннанта напеть эти слова.
А: В результате, примерно за 15 минут Теннант набросал текст будущей песни – свой первый камень в огород царившего тогда в Великобритании тэтчеризма. Главный герой «Opportunities» учился в Сорбонне, имеет степень доктора математических наук и даже умеет обращаться с компьютером – ему бы только найти помощника, и тогда деньги можно будет грести лопатой, благо возможностей выше крыши; главное – знать, когда ими воспользоваться. Вопреки мнению многих слушателей, это не девиз дуэта, и Теннант поёт не о себе и Лоу, а старается обрисовать собирательный образ оппортуниста и гонца за длинным долларом. Это достаточно грустная песня, потому что её герои – безнадёжные неудачники, зацикленные на деньгах, заработать которые им не предначертано.
И: Оригинальная версия «Opportunities» была записана при помощи Джея Джезалика (J. J. Jeczalik), клавишника группы The Art of Noise, чьё творчество нравилось участникам Pet Shop Boys. Странный, будто скрежещущий звук, послуживший основой для ритма, - его рук дело. Процесс записи отнял много времени, денег (какая ирония) и сил, но сингл был готов и выпущен. Его сопровождал первый видеоклип дуэта, в котором Лоу расхаживает по подземному гаражу, а Теннант в образе этакого еврея материализуется в прямоугольном отверстии в полу, прямо перед припаркованным Кадиллаком. Нет, на такое, конечно, лучше посмотреть.
А: Сингл взобрался аж на 116 место в Великобритании. Стивен Хейг планировал полностью перезаписать «Opportunities» для альбома, но из-за сжатых сроков изменению подверглось не всё: альбомный вариант основывается на оригинале, правда звучит намного энергичнее и громче, как и вокал Теннанта. Ключевым отличием стало отсутствие коды из первой версии песни, своим почти замогильным дыханием резко контрастирующей с сатиричным содержанием основной части: «all the love that we had and the love that we hide – who will bury us when we die?». Тенаннту эти строчки показались чересчур вычурными, поэтому альбомная «Opportunities» завершается всего лишь мощным фэйд-аутом. Впрочем, на концертных исполнениях песни в рамках недавнего мирового турне группы эти слова вернулись на своё законное место.
И: Туда же летом 1986 года отправилась и песня: на волне успеха «West End Girls» обновлённая «Opportunities» тоже вышла отдельной пластинкой, покорившей уже более высокие чартовые позиции; интересно, что в США она пользовалась большей популярностью, чем на Туманном Альбионе.
LOVE COMES QUICKLY
ВЛЮБЛЯЕШЬСЯ БЫСТРО
(N. Tennant, C. Lowe, S. Hague)
А: Любовь часто рассматривают как величайшее счастье в жизни, и мало кто задумывается о существовании зловещей её стороны: вот жил ты спокойно один-одинёшенек, а потом вдруг взял и влюбился, и ведь даже никак повлиять на это не смог – произошло само по себе, мгновенно. Твой прежний и так хорошо знакомый тебе мир пошёл ко дну, все приоритеты мигом изменились, и это разве счастье?
И: Pet Shop Boys считают, что нет, но поделать с этим ничего нельзя – кем бы ты ни являлся, где бы ты ни был и что бы ни делал, любовь тебя настигнет и хорошенько потреплет. Эту романтическую обречённость дуэт осознал в конце 1984 – начале 1985 годов: тогда и была написана «Love Comes Quickly». Она показывает приверженность «мальчиков» хоть и холодным, но таким мелодичным мотивам итало-диско.
А: Теннанту и Лоу собственная песня понравилась сразу же, и они видели её настоящим хитом. Мудрый текст, красивая мелодия, интересный бас и куча звуковых эффектов – почему бы и нет? На песне есть даже партия саксофона – для её записи Pet Shop Boys специально пригласили Энди Маккея (Andy Mackay) из группы RoxyMusic. Авторство композиции вместе с музыкантами делит и Стивен Хейг: он подал идею о том, что в песне должен быть бридж, и написал к нему связку аккордов.
И: «Love Comes Quickly» вышла синглом в конце февраля 1986 года, и должна была как-то поддержать оглушительный успех «West End Girls», но этого не произошло – сингл едва-едва вполз в первую двадцатку хит-парада Великобритании и занял очень скромную позицию в США. Этого не предотвратила даже интригующая обложка, на которой изображён Крис Лоу, наполовину скрытый тенью своей фирменной кепки с надписью «Boy». Зато в танцевальном чарте Соединённых Штатов песня угодила на 10 место и тем самым отметила начинавшую складываться тенденцию: в американских клубах песни Pet Shop Boys всегда пользовались большой популярностью.
SUBURBIA
ПРИГОРОД
(N. Tennant, C. Lowe)
А: Эта композиция стала жертвой сжатых сроков, в которые был поставлен дуэт при записи «Please», поэтому альбомный вариант – это чуть подправленная демо-версия. Отсюда и грубое, «непричёсанное» звучание: возможно, это самая брутальная песня Pet Shop Boys.
И: «Suburbia» началась с партии баса, на которую Лоу вдохновила песня Мадонны «Into the Groove». Хотя вдохновила – это мягко сказано, потому что бас в этих песнях почти идентичен. Теннант считает песню очень цепляющей, ну а я вот считаю её самой пресной и банальной на альбоме.
А: Она полностью подходит под идею дуэта соединить диско-музыку с достаточно серьёзной лирикой. Название и слова песни тоже имеют свой «первоисточник» - одноимённый фильм Пенелопы Сфирис (Penelope Spheeris) 1984 года. Жители пригородов страдают от окружающей их скуки и бесцельности существования, накапливая в себе злость и ненависть на всё и вся. В конце концов, чаша переполняется, и они, всё от того же ничегонеделания, сходят с ума: пускаются насиловать и убивать, устраивая своего рода бунт. Ситуация подогревается действиями полицейских и активностью СМИ – в общем, всё как всегда. В песне накалённая обстановка иллюстрируется звуками автокатастрофы, разбивающего стекла и недовольными голосами «бунтующих»; последние взяты прямиком из фильма.
И: После выхода альбома многие слушатели и даже семьи участников Pet Shop Boys советовали им выпустить «Suburbia» синглом; композицию полностью перезаписали, и их желание было исполнено. Сингл достиг 8 места на родине дуэта, став одним из его больших хитов, и довольно часто исполнялся на выступлениях – в том числе, и в акустическом варианте. В удлинённой версии песни с красноречивым подзаголовком «Полный ужас» («The Full Horror») к средствам устрашения слушателя добавлены также лай разгневанных псов, которых Теннант раньше немного побаивался, и звук бомбардировки в конце: видимо, «восстание» жителей пригорода закончилось не очень удачно.
А: Также в этом ремиксе Теннант цитирует несколько фраз из фильма, раскрывающих горько-ироничную этимологию слова «suburbia»: оно произошло от сочетания «suburb» и «utopia».
OPPORTUNITIES (REPRISE)
ВОЗМОЖНОСТИ (РЕПРИЗА)
(N. Tennant, C. Lowe)
И: Полуминутная передышка, открывающая вторую часть альбома. Присутствует не на всех изданиях «Please».
А: Эта музыкальная «зарисовка» переносит слушателя в разгар настоящей вечеринки; на десятой секунде можно разобрать, как женский голос спрашивает «Где Нил?» («Where is Neil?») – любопытствовавшей была Лесли Уайт(Lesley White), помощница редактора модного журнала «The Face». Верно, для записи этого короткого произведения была устроена настоящая вечеринка на лондонской студии Sarm East. «А не жирновато ли для тридцати трёх секунд?» поинтересуетесь вы. Совсем нет, потому что первоначально этот отрывок входил в оригинальную версию «Opportunities» с семидюймового сингла 1985 года, но этот вариант песни в своё время так и не был выпущен и увидел свет только в конце 1990-х годов.
И: Стоит предупредить, что есть ещё одна «реприза» этой песни, которая находится на сингле «Opportunities», но уже 1986 года – и это совсем другая, «полноценная» композиция.
А: Если вы сумели после этого не запутаться во всех этих версиях, вариантах и перезаписях – наше вам уважение.
TONIGHT IS FOREVER
ЭТА НОЧЬ НАВСЕГДА
(N. Tennant, C. Lowe)
И: Написанную в одно время с «Suburbia», эту композицию можно охарактеризовать как синоним ностальгии – «Tonight is Forever» вся буквально пропитана ей, с первой до последней секунды. Волшебство припева будит много разных воспоминаний.
А: Pet Shop Boys вновь скромно заимствуют музыкальные идеи прошлых лет: на этот раз Теннант, написавшей большую часть музыки к песне, ориентировался на связку аккордов из «какой-то старой песни». Композиция повествует о подростках, проводящих время в известном лондонском клубе «Heaven» в надежде соблазнить там кого-нибудь и, быть может, растянуть ночь удовольствия на всю жизнь. Гедонисты, живущие моментом, не хотят заглядывать в будущее.
И: Партия валторны была сыграна на синтезаторе Emulator, а колокольчики, с которых начинается композиция, - настоящие. «Tonight is Forever» на живых выступлениях появляется крайне редко, но метко: она очень эффектно открывала концерты короткого турне 1994 года и концерт с оркестром BBC в декабре 2012-ого, а также мелькала в 2004 году. В конце 1980-х песню перепела Лайза Минелли (Liza Minnelli), с которой Pet Shop Boys тогда плодотворно сотрудничали.
А: Песня была запланирована следующим после «West End Girls» синглом, но провальное выступление на шоу «The Euro Tube» помешало осуществиться этому замыслу: съёмки передачи длились слишком долго, и за это время Теннант выхлестал четыре пинты пива. На результат вы можете посмотреть ниже.
VIOLENCE
НАСИЛИЕ
(N. Tennant, C. Lowe)
А: В последней написанной для «Please» песне Теннант возвращается к теме насилия, совершённого от безделья и отсутствия смысла в жизни. Главным источником насилия, очевидно, являются мужчины – чьи-то отцы, братья, сыновья, – которые оправдывают свою жестокость необходимостью «самозащиты». Рефрен песни, «насилие порождает насилие», сообщает о замкнутом круге, который не прервётся, пока у кого-то хватит ума не мстить. «Violence» посвящена конфликту в Северной Ирландии во второй половине прошлого века.
И: Это ещё одна песня, на которой своё мастерство показывает бэк-вокалистка Хелена Спрингс. «Violence» ожидаемо звучит мрачно, но сухо. Единственное исполнение этой песни датируется 1992 годом: произошло оно на концерте в культовом клубе «Haçienda», и тогда её представили в совсем другой аранжировке – более мягкой, проникновенной и насыщенной. Концертная версия вошла на сингл 1993 года «I Wouldn't Normally Do This Kind of Thing» и на сборник би-сайдов «Alternative». В альбомной же версии можно выделить как всегда симпатичный бас и пронзительный орган.
I WANT A LOVER
ХОЧУ ЛЮБОВНИКА
(N. Tennant, C. Lowe)
И: Сами Pet Shop Boys редко играют на инструментах при записи своих песен - обычно за них это делают профессиональные музыканты. Тем удивительнее «I Want a Lover», на которой Теннант осваивает бас-гитару, а Лоу мучает своего старого знакомого – тромбон.
А: Поразмышляв над проблемами насущными в предыдущей песне, в этой Теннант вновь окунает слушателей в атмосферу клубов, сиюминутного наслаждения и случайных связей (и где-то рядом гуляет СПИД). «I Want a Lover» была написана в 1983 году и записана вместе с Блю Уивером (Blue Weaver), известным по работе с группой BeeGees. Строчки «мчаться сквозь ночь – так захватывающе» сопровождаются ещё одним звуком автомобильной аварии.
И: Единожды исполнив её на одном из своих самых ранних концертов, Pet Shop Boys этот номер больше никогда не вспоминали. Впрочем, в 1986 году они всё-таки сыграли «I Want a Lover» на одном испанском шоу – конечно же, под фонограмму.
LATER TONIGHT
ПОЗДНИЙ ВЕЧЕР
(N. Tennant, C. Lowe)
А: Теннант написал эту непродолжительную песню для гитары и на оригинальном издании альбома значился её единственным автором; затем туда приписали и Лоу.
И: Никакой гитары в окончательной варианте нет, а Лоу можно смело считать полноправным автором песни из-за его трогательного соло на пианино – уж очень интимная атмосфера создаётся. Искренняя серьёзность и трагизм «Later Tonight» выделяют её с альбома. В 1986 году её исполнили на передаче «Whistle Test» (причём на клавишах играл и Теннант), а в 1989 году «Later Tonight» вошла в концертную программу первого глобального турне Pet Shop Boys.
А: Она обыгрывает ситуацию неразделённой любви: главному герою нравится человек, который не обращает на него внимание. Главным героем здесь является сам Теннант, песня - это его диалог с самим собой, который начинается с фразы «that boy» («этот парень»): нам сразу дают понять, что с сексуальной ориентацией у героя не всё так просто. И действительно, в 1994 году Теннант открыто признался в том, что он является гомосексуалистом. Что ж, увлечение Оскаром Уайлдом в юности принесло свои плоды.
И: Ну вот, нас теперь посадят за пропаганду. Эх, а как всё хорошо начиналось…
WHY DON'T WE LIVE TOGETHER?
ПОЧЕМУ МЫ НЕ ЖИВЁМ ВМЕСТЕ?
(N. Tennant, C. Lowe)
И: Финальную песню альбома, грандиозный танцевальный трек, открывает невероятно бодрая «мелодия» ударных. Вообще-то оригинальная версия композиции записывалась в Нью-Йорке, и дух нью-йоркских дискотек того времени сквозит в каждом звуке.
А: Устав от бесконечных ночных вечеринок, герой песни принимает решение остепениться и наконец-то найти себе спутницу жизни – и выбор падает на ту, которую он знает с давних пор и к которой привык. И в самом деле, почему бы уже им не жить вместе?
И: «Why Don’t We Live Together?», равно как и первый номер на альбоме, «Two Divided by Zero», казались забытыми навсегда, пока Pet Shop Boys внезапно не вспомнили их на мировом туре 2009-2012 годов, соединив эти две песни в своеобразный микс.
А: Здесь есть всё – и короткая партия электрогитары, и соло на губной гармошке, и импровизация бэк-вокалистов, ближе к концу песни переходящая в настоящую голосовую вакханалию. Скорее всего, это был ещё один претендент на сингл.
PET SHOP BOYS
ПАРНИ ИЗ ЗООМАГАЗИНА
(N. Tennant, C. Lowe, B. Orlando)
А: Можете щипать себя сколь угодно долго – вы точно не спите. Да, у Pet Shop Boys есть трек под названием «Pet Shop Boys»! Этот причудливый, почти хип-хоповый, инструментал шёл би-сайдом к первому синглу «West End Girls».
И: Трудно поверить, что это те самые Pet Shop Boys, которых все любят и знают. Конечно, здесь не обошлось без шаловливой руки Бобби Орландо, напичкавшего трек кучей сэмплов и «зоологических» эффектов вроде искажённого собачьего лая или воя койотов – трудно даже предположить, чем это было изначально. Голос (наверняка Теннанта), пропущенный через вокодер, произносит название композиции, и это единственные в ней слова.
А: Орландо признался, что у него имеется невыпущенная версия «Pet Shop Boys», длящаяся 28 (!) минут: абстрактный поток музыки, почти целый концерт, сочетающий диско и брэйк-данс, с часто меняющимися ритмом и структурой. Но так как все права на трек принадлежат самому Бобби Орландо, то этого музыкального «мутанта» мы едва ли когда-нибудь послушаем. Тем не менее, хочется верить, что он действительно существует.
И: Интересен и заголовок композиции, точнее, его отношение к имени дуэта. Рэй Робертс (Ray Roberts), чью студию Pet Shop Boys использовали в первые годы своей деятельности, утверждает, что трек получил название «Pet Shop Boys» до того, как группа начала так себя именовать.
А: Существует также и совсем другая композиция «Theme for the Pet Shop Boys», к которой сам дуэт никакого отношения не имеет. «Тема» создана на музыкальной основе «West End Girls» и является типичным представителем диско-музыки 1980-х годов. Её автором является Манфред Алоис Зегит, он же Elvin, он же Tess, он же – популярный немецкий диско-исполнитель Fancy.
И: Знатная выходит путаница.
ONE MORE CHANCE
ЕЩЁ ОДИН ШАНС
(N. Tennant, C. Lowe, B. Orlando)
А: Как-то раз Орландо отдал дуэту заготовку своей композиции, носившей название «Rock Me» и предназначавшейся для певца Divine, а Теннант сделал из неё песню с совершенно другой мелодией. «One More Chance» стала вторым синглом дуэта, правда выходил он только в США, Бельгии, Нидерландах и Германии. Оригинальная версия 1984 года носит подзаголовок «Kodak Remix». Ещё по ремиксу на песню сделали Бобби Орландо и Hurricane, на деле оказавшийся тем же Fancy, – последний, судя по всему, ещё и добавил собственный вокал в свою интерпретацию.
И: Позже «One More Chance» в значительно переработанной и более атмосферной и сложной версии открывала второй альбом дуэта, «Actually». Подробнее о ней мы поговорим как-нибудь в другой раз.
IN THE NIGHT
НОЧЬЮ
(N. Tennant, C. Lowe)
И: На оборотную сторону сингла «Opportunities» 1985 года дуэт хотел поместить песню с той же последовательностью аккордов и темпом, что и в заглавной композиции. Итогом стала «In the Night», и это уже энергичное евро-диско с фанфарами, сочными ударными и типичной для Pet Shop Boys перкуссией. Теннант своим мягким пением пытается копировать фолк-певца Донована (Donovan).
А: Ритмичность песни снова трудно соотнести с её лирикой. Начитавшись книг про немецкую оккупацию Парижа во времена Второй мировой войны, Теннант решил рассказать о людях, именовавшихся Зазу (les Zazous): они носили длинные волосы, слушали американский джаз и были абсолютно равнодушны к политике, предпочитая душевно поговорить о смысле жизни и любви в ресторанах вроде «Le Select» или «Le Colisée» за стаканчиком чего-нибудь алкогольного. В общем, они были кем-то вроде битников – только с тем условием, что зародилось это своеобразное движение в первой половине 1940-х годов в Париже при режиме Виши. Смело, не так ли? За свою «инородность» Зазу были ненавидимы как нацистами, так и французским Сопротивлением, при этом сами не поддерживал ни тех, ни других. И всё было бы неплохо, но раз Зазу не выступали против коллаборационизма с немцами, то значит, в какой-то степени, они поддерживали этот режим своей отстранённостью.
И: Песня звучит настолько хитово, что человек, который обрабатывал записи «In the Night» и «Opportunities» решил, что би-сайдом является вторая. Увы, на концертах композиция не исполнялась, хотя её короткие фрагменты мелькали в последних двух турах группы. Зато отрывок из ремикса Артура Бейкера (Arthur Baker) используется в качестве главной темы для британской телевизионной программы о моде «The Clothes Show».
A MAN COULD GET ARRESTED
КТО-ТО МОЖЕТ БЫТЬ АРЕСТОВАН
(N. Tennant, C. Lowe)
И: Ещё одна песня, похожая на «Opportunities». Она занимает вторую сторону сингла «West End Girls» 1985 года и тоже имеет две отличающиеся друг от друга версии: одна выходила на двенадцатидюймовом варианте сингла, а вторая – на семидюймовом.
А: Двенадцатидюймовая версия отличается особенно громким и напористым припевом, усиленным эхо, - она создавалась совместно с Орландо. Снова где-то на улице бьётся стекло: однажды участники дуэта и один их хороший друг попали в переделку с хулиганами на лондонской Рассел-сквер. Забавно, но полицейские поймали именно интеллигента Теннанта и чуть его не арестовали, но всё обошлось. Припев же вдохновлён жизненной позицией Орландо: «если хочешь заработать – учись, как это сделать» и т.д. Соединив историю с полицейскими и взгляды своего первого продюсера, Теннант написал текст о… сексуальной неудовлетворённости. Такие дела.
И: Семидюймовая (и более длительная) версия «A Man Could Get Arrested» была записана вместе с продюсеромСтивом Спиро (Steve Spiro). На ней присутствуют настоящие ударные, настоящий бас и секция духовых – настоящий шик для электронного дуэта. В целом, второй вариант песни звучит гораздо живее и солнечнее, хоть он и менее известен, чем первый.
THAT'S MY IMPRESSION
ЭТО МОЁ МНЕНИЕ
(N. Tennant, C. Lowe)
А: До знакомства со своим будущим товарищем по группе, Теннант написал достаточно много песен для гитары, в том числе и эту. Герой композиции, прогуливаясь около искусственного озера Серпентайн в Гайд-парке, глубоко погружён в свои невесёлые думы: его любимый человек явно ему изменяет. Стандартная песня о ревности.
И: Тем не менее, Теннант выдаёт самый смелый и эмоциональный вокал в карьере, и уж это для него совсем нестандартно. По его собственному выражению, он поёт как «рок-н-ролльный исполнитель». «That’s My Impression» - это пасмурное и угрюмое, но страстное итало-диско; она была первой композицией Pet Shop Boys, которую дуэт спродюсировал своими силами и шла би-сайдом к синглу «Love Comes Quickly».
WAS THAT WHAT IT WAS?
БЫЛО ЛИ ЭТО ТЕМ, ЧЕМ БЫЛО?
(N. Tennant, C. Lowe)
А: Би-сайд к синглу «Opportunities» 1986 года. Ещё одна любовная песня, банальная в своей сентиментальности и грусти. Отношения идут к закату – из-за чего? И в самом ли деле это было любовью? Тревожный синтезатор создаёт идеальную атмосферу неопределённости; тем не менее, Теннант называет её одной из своих наименее любимых песен Pet Shop Boys и очень слабой работой.
И: Перекличка ударных напоминает середину «Tonight is Forever» и некоторые композиции New Order. Песня скорее «собрана», чем записана: плёнка с «Was That What It Was?» сплошь состояла из склеенных кусочков – такой же способ применялся при записи песни «Money» группы Pink Floyd.
PANINARO
ПАНИНАРО / КРУТОЙ ПАРЕНЬ
(N. Tennant, C. Lowe)
И: Pet Shop Boys задумали, что на сингле «Suburbia» должны находиться два би-сайда: один должен быть исполнен Теннантом (с этим проблем не возникло), а за вторую будет отвечать Лоу. Песня «Paninaro» и стала результатом работы клавишника дуэта. Сначала это была песня, которую Том Уоткинс попросил написать для своего дуэта TheHudsons. Композиция была практически готова, когда Уоткинс отказался от своей затеи, и тогда дуэт использовал её в своих целях.
А: Продвигая «West End Girls» в Италии, Лоу узнал о молодёжной итальянской субкультуре «панинари» («крутой парень»), строящейся вокруг модной одежды и получившей своё название от сэндвича панини. Предпочтения в моде и во взглядах на культуру у панинари и Pet Shop Boys совпадали, поэтому Лоу посвятил им песню с первыми пришедшими в его голову словами. С другой стороны, они обозначают некоторые его вкусы - одежду от Армани, например.
И: Глухой лидирующий вокал принадлежит её автору, а припевы поёт Теннант. Несмотря на свою «второстепенность», песня очень популярна среди поклонников Pet Shop Boys. В Италии «Paninaro» выходила самостоятельным синглом, и на неё также был снят клип, в котором обычно очень сдержанный Лоу демонстрирует ещё одно своё увлечение – танцы. Спустя почти десять лет, в 1995 году, песню перезаписали и выпустили синглом уже повсеместно.
А: Фрагмент в середине песни – отрывок из интервью Лоу американской передаче «Entertainment Tonight», в котором он честно признаётся в своих антипатиях к кантри, року и рок-н-роллу в любых проявлениях; затем музыкант спешит добавить, что «всё, что ему нравится, он любит страстно».
JACK THE LAD
ПАРЕНЬ ДЖЕК
(N. Tennant, C. Lowe)
А: Номером Теннанта стала композиция об индивидуальности и смелости быть тем, кем ты хочешь быть. «Jack the lad» является устойчивым английским выражением, которым обозначают человека, не следующего общим правилам и не подчиняющегося устоям. В песне упоминаются британский офицер Томас Эдвард Лоуренс (более известный как Лоуренс Аравийский) и советский разведчик Ким Филби, также цитируется Оскар Уайлд (строчка«праздновать с пантерами»); всех этих людей объединяет их нонконформизм. Однако Теннант с сомнением относится к подобному поведению, считая его «показухой».
И: Вступление «Jack the Lad» почти повторяет начало произведения 1887 года «Gymnopedie Number 1» французского композитора Эрика Сати (Erik Satie).
Почувствовав благосклонность критиков и массовой аудитории, Pet Shop Boys решили ковать железо, пока горячо: в ноябре 1986 год свет увидел сборник ремиксов «Disco», положивший начало отдельной серии альбомов. Работа над следующей студийной пластинкой группы шла полным ходом, благо песен, написанных Теннантом и Лоу на первых этапах своего творчества, хватало, и среди них своего часа дожидались будущие мировые хиты…
И: Лично для меня «Please» является наиболее любимым среди альбомов британского дуэта, выпущенных в 1980-х годах: «Actually» никогда особо не нравился, а «Introspective» имеет своеобразный формат и концепцию. Дебютный альбом хорошо раскрывает талант ребят с наиболее искренней стороны, когда над их головами ещё не маячили слава и деньги. Хотя даже это они в дальнейшем будут элегантно обыгрывать в своих записях.
А: Ранние Pet Shop Boys - ещё не заматеревшие, зелёные и сырые, но уже такие умные и перспективные. «Please» был бы моей любимой записью группы, сделанной в 1980-х, не будь после неё «Actually» и «Introspective». Впрочем, все три альбома для меня стоят на одной ступени.
Для начинающих слушателей рекомендуем к прослушиванию оригинальное издание «Please» на компакт-диске или двухдисковое переиздание 2001 года «Please. Further Listening 1984-1986», в которое помимо самого альбома также включены би-сайды и некоторые ремиксы той эпохи. Также вы можете абсолютно бесплатно прослушать альбом на сайте Яндекс.Музыка.
Надеемся, наша статья поможет вам расширить свой музыкальный кругозор, если вы «новичок», и представит обозреваемый альбом в новом для вас свете, если вы «продвинутый» слушатель. Спасибо за внимание, до новых встреч.
Комментариев нет:
Отправить комментарий