А: Норвегия! Земля фьордов и промозглого северного ветра, страна викингов и валькирий, родина Эдварда Грига, Тура Хейердала и Уле-Гуннара Сульшера, эпицентр блэк-метала и мерило высокого уровня жизни.… А ещё именно Норвегия подарила миру музыкальную группу с воздушно-лёгким, будто парящим над землёй, именем a-ha – группу до безнадёжности романтичную, чувствующую, умную и обаятельную. Многие и по сей день несправедливо знают это норвежское трио по одной-единственной песне, ставшей для него одновременно и пропуском в вечность, и главным проклятием; однако за спинами участников группы - десятки очаровательных песен, гармонично сочетающих светлую грусть и мальчишеский задор, уносящих в мир самых разных, но всегда неподдельных эмоций. Итак, о норвежской группе a-ha сегодня и пойдёт речь.
И: Это ты конечно лихо завернул. А я-то уж было подумал, мы тут сейчас про ABBA будем рассказывать.
А: Не язви! И подтяни географию – ABBA была шведской группой, а мы говорим про норвежцев.
Два мальчика из Осло с простыми норвежскими именами, Пол Воктор (Pål Waaktaar) и Магне Фурухольмен (Magne Furuholmen), познакомились, когда обоим было по 10-12 лет, то есть в середине 70-х годов прошлого века. Неудивительно, что будущие гитарист и клавишник сошлись на почве музыки. Талант сочинителя у Воктора проявился достаточно рано, как и большие амбиции – пареньку не терпелось написать какую-нибудь грандиозную рок-оперу. Фурухольмен же (в дальнейшем мы будем называть его Магне или Магс, дабы не ломать читателям глаза) своей отличительной музыкальностью был обязан отцу и деду, являвшимися профессиональными музыкантами. Ребята сколотили группу Bridges (Мосты), в которой воплощали свои творческие фантазии, исполняя мрачноватый и подчас тяжёлый арт-рок, а вдохновение черпали в легендарных The Doors. Настроены парни были более чем серьёзно, и потому в 1980 году вышла их первая и последняя пластинка, «Fakkeltog» («Свет факела»).
И: Но вернёмся вновь в середину 1970-х, только уже в другой норвежский город, Конгсберг. Здесь героем нашего повествования станет мальчишка по имени Мортен Харкет (Morten Harket). Обычные увлечения сверстников его мало интересовали; может быть, по этой причине в школе ему частенько от этих самых сверстников и доставалось. Свою душу он отводил, изучая орхидеи и бабочек…
А: Да разве такое возможно?
И: …пока в 15 лет ему не попалась одна из пластинок коллектива Uriah Heep, перевернувшая всё его мировоззрение с ног на голову.
А: Да уж скорее с головы на ноги!
И: Тогда-то вдруг и обнаружилось, что и голос у Харкета о-го-го, и слух что надо, да и вообще он парень хоть куда, и все дороги перед ним открыты.
А: Первая встреча Харкета и его будущих коллег состоялась на концерте Bridges в средней школе деревушки Аскер. После выступления юный вокалист познакомился с Магне, и в последовавшей между ними беседе выяснилось, что взгляды на музыку, мир и жизнь в целом у них совпадают. Правда к тому времени Харкет уже пел соул и блюз в собственной группе Soldier Blue, чем был очень доволен, и ничего менять не собирался.
И: Стоит заметить, что «Soldier Blue» («Солдат в голубом») – это не то, о чём вы все дружно подумали, а американский вестерн про бойню на Сэнд-Крике. Интересно, связано ли всё это с тем, что Харкет отслужил в армии?
А: После выпуска собственного альбома группа Bridges благополучно распалась, а её участники в страхе убегали от Воктора и Магне, чья непоколебимая вера в собственный успех была поистине пугающей. В 1982 году парни отправились искать счастье в Лондон, но остались с носом и в скором времени вернулись на родину – бедные и изголодавшиеся, но всё ещё с огнём в глазах. Они предприняли вторую попытку завлечь Харкета в свою группу, и она оказалась куда успешнее предыдущей: на 23-й день рождения Мортена Харкета, 14 сентября 1982 года, ему был преподнесён самый важный подарок в его жизни – трио a-ha. Такое название возникло не сразу: изначально слово «a-ha» было заголовком к одной из песен Воктора (тот выбирал между «a-ha» и «a-hem»), пока Харкет не наткнулся на него, просматривая записные книжки своего товарища. Короткое, простое, запоминающееся и всем понятное – что ещё здесь было нужно?
И: Более кратким названием обладала разве что группа U2, запомнить одну букву и одну цифру может каждый. Не в пример британцам OMD, чьё имя расшифровывается как Orchestral Manoeuvres in the Dark... и о чём они только думали?!
А: …Так и был дан старт коллективу a-ha. Откровенно говоря, ничего революционного в музыке он и не сделали: новых жанров не изобрели, сложных симфоний не написали, и даже рок-оперы, о которой мечтал маленький Пол Воктор, у них так и не вышло; зато у них есть любовь сотен тысяч поклонников по всему свету, а разве с этим может что-то сравниться?
И: Да и несколько рекордов, зафиксированных в книге Гиннеса (!), никто не отменял. А ещё своеобразным достижением a-ha можно назвать их своевременный и очень мирный распад в 2010 году, после успешного альбома и серии как всегда превосходных концертов. Как говорят в таких случаях, они ушли «на высокой ноте».
А: a-ha всю свою карьеру пытались провести «на высокой ноте» и у них это практически получилось.
Книги «И дует теперь ветер на земле: a-ha крупным планом» и «The Swing of things 1985-2010» помогут вам лучше познакомиться с историей норвежского трио. В интернете полезными могут оказаться русскоязычный фан-сайт ahafan.com и, конечно же, официальный сайт группы a-ha.com.
А: Материал для своего первого альбома участники a-ha начали готовить практически сразу же после основания группы: всю осень 1982 года они провели за написанием песен и репетициями в загородном летнем коттедже родителей Пола Воктора, имея в своём арсенале синтезатор, гитару, драм-машину и четырёхканальный магнитофон. Воктор генерировал идеи, Магне работал над музыкой, а Харкет пел.
И: Повторное путешествие музыкантов на Туманный Альбион состоялось в начале января 1983 года. Как и в первый раз, Магне и Пол были нацелены только на успех, и Мортен старался в этом от них не отставать. Ребята к тому времени насочиняли на целых восемь демонстрационных записей, и среди них наверняка должна была находиться та, что привлечёт внимание влиятельных продюсеров, обеспечит группе профессиональную студию и хорошие контракты. И она действительно там была.
А: Ещё во времена своей арт-роковой самодеятельности Воктор и Магне сделали заготовку песни, получившей рабочее название «Juicy Fruit Song» («Песня о сочных фруктах»), а в свои первые дни существования a-ha доработали эту композицию до «Lesson One» («Урок первый»), в которой уже был цепляющий синтезаторный рифф, но отсутствовал ярко выраженный припев. В целом, «Lesson One» звучала довольно странно, по большей части из-за «кукарекающего» вокала Харкета, хотя эта была далеко не последняя версия будущей песни.
И: Сперва группа заключила договор с издательством «Lionheart», но оно совсем не оправдало своё название и первоначальный интерес к a-ha, не уделяя норвежским гостям должной материальной помощи и внимания. К этой неудаче прибавились жилищные проблемы (все трое ютились в тесной комнате и не были избалованы постоянным освещением и газовым отоплением), а также недостаток в деньгах. В конце концов, a-ha отказались от несуществующих услуг «Lionheart», и очередной поиск привёл их в студию Джона Рэтклиффа (John Ratcliff). Там они нашли нужное им оборудование и с его помощью перезаписали пять композиций, среди которых находилась и «Lesson One» (уже под названием «Take on Me»). Рэтклиффу услышанное понравилось, и он свёл a-ha со своим другом, менеджером Терри Слэйтером (Terry Slater), имевшим контакты с боссами многих больших лейблов. Его связи и помогли группе подписать контракт со звукозаписывающей компанией «Warner Brothers».
А: В качестве продюсера для восходящих норвежских суперзвёзд был выбран Тони Мэнсфилд (Tony Mansfield), который очень неплохо знал тонкости работы с синтезаторами и компьютерами. Однако его знания оказались очень некстати: он так и норовил напичкать песни a-ha своими электронными штучками и поиздеваться над звучанием вокала Харкета. Получившийся вариант альбома группе совсем не понравился, поэтому они вновь обратились за помощью к Джону Рэтклиффу, и вместе с ним полностью перезаписали все песни, значительно выйдя за пределы выделенной им суммы денег. Так или иначе, осенью 1984 года дебютный сингл a-ha «Take on Me» вышел в свет и…
И: И отгремел как атомная бомба, да?
А: Да нет, он с треском провалился. Мечты норвежской троицы были в пух и прах растоптаны равнодушной реальностью.
Тем не менее, руки никто опускать не стал, и песню «Take on Me» решено было перезаписать и снова выпустить синглом. На этот раз продюсером пластинки выступил Алан Тарни (Alan Tarney), уловивший желания a-ha лучше его предшественника. Второй выстрел произошёл 5 апреля 1985 года и был чуть ближе к заветному «яблочку», но всё ещё не таким удачным, как ожидалось: в мире о группе по-прежнему ещё никто не знал. Тогда был сделан шаг, ставший судьбоносным не только для a-ha, но и для всей индустрии музыкального видео: добрый лейбл «Warner Brothers» дал песне третий шанс и, более того, выделил бюджет на новый видеоклип, который должен был значительно отличаться от всего снимавшегося в то время.
И: Причем позвали на абы кого, а самого Стива Бэррона (Steve Barron), который является режиссером таких культовых клипов как «Billie Jean» Майкла Джексона, «Money for Nothing» Dire Straits, сотрудничал с Дэвидом Боуи, Мадонной, Полом Маккартни, Fleetwood Mac, The Human League и многими другими. К тому же он приложил руку к первой полнометражной экранизации комиксов про «Черепашек-ниндзя», а также к «Яйцеголовым». С a-ha он проработал больше всего, сняв целых 8 клипов, последним из которых является «Butterfly, Butterfly (The Last Hurrah)» 2010 года - завершающий сингл группы.
А: Так вот, итогом стало беспрецедентное видео, сделанное методом ротокопирования (то есть анимация плавно переходит в живые съёмки и наоборот), с интересным сюжетом и ужасно привлекательным образом самой группы (на самом деле, a-ha можно назвать первым бойз-бэндом, хоть это понятие и появилось только десять лет спустя). Вне всяких сомнений, это один из самых важных видеоклипов в истории музыки.
И: Ну, на этот раз успех?
А: Успех, да ещё какой! Канал MTV запустил видео за месяц до выхода сингла, чтобы мир знал своих героев в лицо. Группа a-ha вместе со своей многострадальной песней в один миг оказалась на вершинах многих мировых чартов, в т.ч. в США и Великобритании, став кумирами молодёжи.
И: Вот и замечательно. А теперь давай сменим пластинку и немного расскажем о самом альбоме «Hunting High and Low», который вышел почти через два месяца после второго релиза «Take on Me». Думается, он всё же звучит не совсем так, как этого хотела сама группа. Некоторые песни откровенно «перепродюсированы», а где-то руки продюсера наоборот не хватает; всё это делает дебютный полноформатник норвежцев похожим на лоскутное одеяло. В пользу этого сравнения говорит и настроение музыкантов, которое скачет от песни к песне: то они радуются как Руаль Амундсен, когда тот достиг Южного полиса, то их головы поникли, и жизнь им в тягость и т.д. Впрочем, это совсем не означает, что «Hunting High and Low» плохой альбом. Любой, кто знает a-ha только по «Take on Me», явно удивится, услышав другие песни коллектива того времени – настолько они не похожи на их бессмертный солнечный хит. К тому же, альбом имел оглушительный коммерческий успех (больше 10 миллионов проданных копий), а все синглы с него мощно прошлись по хит-парадам многих стран. Это действительно очень добротная поп-запись, и, несомненно, очень успешный старт.
Но перейдем непосредственно к песням с альбома.
TAKE ON ME
ДАЙ МНЕ ШАНС
(P. Waaktar, M. Furuholmen, M. Harket)
И: Кажется, об истории этой песни мы уже всё рассказали. Она прошла несколько реинкарнаций и всё-таки достигла поставленную перед ней цель – принесла a-ha мировую славу. Трудно придумать более запоминающийся и заводной мотив, чем в «Take on Me». Но это всё-таки далеко не единственная хорошая песня у группы.
А: Интересно, что название – своего рода неологизм, причём даже сами музыканты плохо понимают, что же они имели в виду. Выражение «take on me» может с одинаковым успехом означать «верь мне», «следуй за мной»…
И: …«прими меня» или «дай мне шанс» - последнюю интерпретацию мы и вынесли в заголовок.
А: Очевидно, что текст тоже нельзя назвать высокой литературой – он был написан, скорее, чтобы просто быть. Песня вообще писалась всем миром, и поэтому авторство делят все участники.
И: Очень удачное решение, учитывая, что на авторских отчислениях за одну только эту композицию норвежская троица могла бы жить припеваючи всю жизнь.
TRAIN OF THOUGHT
ХОД МЫСЛИ
(P. Waaktaar)
А: Уже на второй песне альбома a-ha показывают, что совсем не глупы и могут выдавать осмысленную лирику. Пол Воктор в то время увлекался работами норвежского писателя Кнута Гамсуна, а также любил почитать на досуге и Фёдора Михайловича Достоевского, что не могло не отразиться на опусах молодого стихоплёта. «Train of Thought» повествует об отчуждённости и одиночестве обычного человека, который уходит в свои мысли, чтобы хоть как-то укрыться от беспощадной обыденности повседневной жизни.
И: Харкет ранее показывал своё умение кукарекать, здесь же он время от времени страстно кряхтит и издаёт звуки, будто наносит кому-то удары. Хук справа, хук слева. Не зря в армии служил.
А: Песня стала третьим синглом с альбома и попала в первую десятку британского чарта. На неё был снят клип в той же «комиксной» манере, что и на «Take on Me».
И: Вроде всё и танцевально, но с грустинкой. Общая атмосфера альбома здесь чувствуется хорошо.
HUNTING HIGH AND LOW
В ПОИСКАХ ПОВСЮДУ
(P. Waaktaar)
А: Любопытно, что ранняя демоверсия титульной песни с альбома звучала совсем в ином ключе, чем конечный вариант: имела совсем другую мелодию, более быстрый темп и другие слова (за исключением припева). Затем в голову музыкантам что-то стукнуло, и они изменили в композиции практически всё. В общем, после глобальной переработки получилась…
И: Получилась баллада. Трогательная - да, но по мне так весьма стандартная. Подобного типа медленные песни недолго находятся у меня в фаворитах у групп.
А: Думаю, с тобой не согласятся 99% поклонников a-ha, и я осмелюсь быть в их числе. Это очень красивая песня, это квинтэссенция творчества группы, в ней вся её норвежская душа! Группа регулярно исполняла её на своих концертах на радость зрителям.
И: Хорошо-хорошо, но я всё же останусь при своём мнении. А вообще так и не скажешь, что эти ребятки только начали. «Hunting High and Low» хорошо можно представить с каким-нибудь спокойным гитарным дуэтом 60-ых.
А: Это пятый и последний сингл с альбома. На песню был снят трогательный клип, который отлично передаёт суть песни: по-настоящему любящий человек всегда постарается быть рядом с тем, кого он любит.
И: Аминь.
THE BLUE SKY
ГОЛУБОЕ НЕБО
(P. Waaktaar)
А: «Blue Sky» - это такой кофешоп в Окленде (штат Калифорния), в котором можно было вполне законно покурить марихуану; здесь и сидит наш герой, переживая разрыв с любимой женщиной и неба голубого не видя. Первоначальная версия песни начиналась со слов «Я умру за сигарету», а впоследствии их заменили на более «здоровую» строчку «Тяжело дышать, когда жизнь разъедает».
И: Тут дает знать мое счастливое игровое детство и с самого начала музыкальное сопровождение напоминает мне саундтрек из какой-нибудь игры на Sega Mega Drive. Получилось весьма задорно и интересно.
А: «The Blue Sky» игралась на первом мировом турне группы в 1986-87 годах с удлинённым вступлением и небольшим гитарным соло в концовке.
И: Потом её вспомнили только через двадцать с лишним лет, когда группа полностью отыграла два первых своих альбома вместе с филармоническим оркестром Осло на лондонском концерте.
А: И всё же композиция, по-моему, жутко недооценённая. Чего только стоит текст – возможно, один из самых сильных у a-ha. Последний куплет - почти что исповедь.
LIVING A BOY’S ADVENTURE TALE
ЖИТЬ МАЛЬЧИШЕСКОЙ ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКОЙ ИСТОРИЕЙ
(P. Waaktaar, M. Harket)
А: Одна из тех песен, которую группа создала в первые месяцы своего существования, а затем записала в студии Джона Рэтклиффа. Жемчужина альбома – по-скандинавски меланхоличная, мечтательная, успокаивающая и мелодичная.
И: За это надо сказать «спасибо» в том числе духовому инструменту гобой, который используется здесь очень к месту.
А: Думается, саму группу уже не раз благодарили за эту песню. Например, британцы Coldplay - у них «Living…» всегда ходила в фаворитах.
И: Радует и то, что a-ha, по всей видимости, любили приключенческие истории, а потому играли эту композицию на концертах практически регулярно.
THE SUN ALWAYS SHINES ON T.V.
НА ТВ ВСЕГДА СОЛНЕЧНО
(P. Waaktaar)
А: Кульминация альбома приходится на его ключевую песню: запрограммированная Полом Воктором партия ударных недвусмысленно намекает на дальнейшее развитие музыки a-ha и уход к более утяжелённому звучанию.
И: Воктор показал вектор.
А: Композиция начинается как очередная баллада, затем переходит в мощную танцевальную песню. Некоторые слова перекочевали сюда из ранней композиции a-ha «Never Never».
И: Харкет в очередной раз тешит наши уши своим ангельским голосом. Неудивительно, что песню выпустили синглом, ставшим большим международным хитом. Видеоклип показывал зрителям своего рода продолжение истории, начатой в «Take on Me». Вообще у «The Sun…» тоже есть знаменитые поклонники, на этот раз рокеры U2: они так крепко полюбили эту композицию, что перенесли её мелодию в свой хит «Beautiful Day». Хотя винить ирландцев не стоит, т.к. отпираться от сравнений они не стали и сразу выложили всю правду – верно, действительно воспользовались мелодией, уж больно она хороша.
А: a-ha стоило героических усилий записать «The Sun…»: во время сессии в студии все участники группы были больны гриппом, а Магс и Мортен так и вовсе не могли даже сидеть из-за повышенной температуры.
И: Да уж, видимо солнца им тогда очень не хватало.
А: Солнца хватает только на телевидении: жизнь, которую нам показывают там, почти всегда беззаботна и лишена проблем. Всё совсем не так, как бывает на самом деле.
AND YOU TELL ME
И ТЫ ГОВОРИШЬ МНЕ
(P. Waaktaar)
И: Очень милый небольшой номер, который идет вслед за большим хитом.
А: Примерно из той же серии, что и «The Blue Sky». Можно выделить голосовой синтезатор, звучащий чуть грубовато (только сравните его с безупречным звучанием инструментов в предыдущей песне!). На концертах «And You Tell Me» обычно исполнялась в акустическом варианте.
LOVE IS REASON
ПОТОМУ ЧТО ЛЮБЛЮ
(P. Waaktaar, M. Furuholmen)
А: Бодрый танцевальный номер, немного отдающий хай-энерджи. Эта песня находилась на обратной стороне семидюймовой пластинки второй версии «Take on Me», а в Норвегии её решено было выпустить самостоятельным синглом (уже которым по счёту?!), ничем особенным не отметившимся.
И: Группа уже начинает повторять музыкальные ходы – например, резкий напор к припеву. Ну а Харкет опять вступает с кем-то в бой и раздаёт хуки направо и налево.
А: На концертах «Love is Reason» практически не исполнялась, не считая того самого лондонского выступления с оркестром.
И: Песня всё же несколько блёклая: признак того, что альбом постепенно идёт к своему завершению.
I DREAM MYSELF ALIVE
ПРЕДСТАВЛЯЮ СЕБЕ, ЧТО Я ЖИВ
(P. Waaktaar, M. Furuholmen)
И: Наверное, самая необычная композиция на альбоме, аранжировка который вместе со всеми звуковыми решениями могут вызвать недоумение у неподготовленного слушателя. Несмотря на крупные хиты, именно эта композиция у меня является любимой на данной работе.
А: Вновь название, которое нельзя перевести адекватно, хоть его смысл и понятен. «I Dream Myself Alive» была написана Воктором и Магне ещё во времена группы Bridges и, по словам последнего, имеет ту самую странность, которой не достаёт многим поп-песням. Фурухольмен возлагал на неё большие надежды, но песня так и осталась лакомым кусочком только для фанатов группы.
И: Этот номер не исполнялся в 80-х и 90-х, но зато им радовали на концертах 2009 года.
А: Смешивающиеся в лёгкую какофонию голоса ближе к финалу, скорее всего, взяты из какого-то фильма.
И: Так звучит музыкальный хаос в исполнении группы a-ha.
HERE I STAND AND FACE THE RAIN
ВОТ Я СТОЮ ПОД ДОЖДЁМ
(P. Waaktaar)
А: Вот скажи мне, какую группу тебе напоминает эта песня?
И: The Cure, не спрашивай почему. Всё чем-то похоже на The Cure.
А: А должна The Doors... во всяком случае, сам Воктор говорил о том, что «Here I Stand and Face the Rain» была вдохновлена творчеством обожаемой ими группы.
И: Песня получилась очень приятной – достойный финал по всем канонам. В череде «дождливых» композиций a-ha эта – самая первая.
А: Она не выходила из концертной программы вплоть до начала 90-х годов, а значит, исполнялась также и на легендарном рок-фестивале в Рио-де-Жанейро в 1991 году.
Также мы рассмотрим ещё несколько песен a-ha, выходивших в то время.
STOP! AND MAKE YOUR MIND UP
ОСТАНОВИСЬ! И ПРИМИ РЕШЕНИЕ
(P. Waaktaar)
А: Это довольно редкий трек, который шёл би-сайдом к самому первому релизу «Take on Me» и долгое время больше нигде не появлялся. До недавнего переиздания «Hunting High and Low» мало кто даже из поклонников a-ha знал о существовании этой песни. Она звучит сумбурно и невнятно и, судя по всему, ближе к демоверсии, чем к законченной песне.
DRIFTWOOD
КОРЯГА
(P. Waaktaar)
А: Она занимала вторую сторону сингла «The Sun Always Shines on T.V.».
И: «Driftwood» уже больше походит на знакомых нам a-ha, хотя сверхпопулярной эту песню назвать трудно. Тем не менее, она исполнялась группой на концертах мирового турне 1986-87 годов, а значит, самим музыкантам приходилась по душе.
Норвежская ракета под названием a-ha после двух не очень успешных попыток всё-таки взлетела на вершину музыкального Олимпа, откуда так и не вернулась. Яркие и запоминающиеся песни обеспечили норвежскому трио популярность на следующие несколько десятков лет. Линия развития, предложенная Полом Воктором в «The Sun Always Shines on T.V.», была истолкована группой верно, и на следующей своей работе музыканты постарались предстать в более серьёзном амплуа; но это уже другая история.
Для начинающих слушателей рекомендуем к прослушиванию оригинальное издание «Hunting High and Low» 1985 года, либо переиздание 2010 года, на втором диске которого собраны редкие записи группы первой половины 80-х. Также вы можете абсолютно бесплатно прослушать альбом на сайте Яндекс.Музыка.
Надеемся, наша статья поможет вам расширить свой музыкальный кругозор, если вы «новичок», и представит обозреваемый альбом в новом для вас свете, если вы «продвинутый» слушатель. Спасибо за внимание, до новых встреч.
Double Surround, 19 ноября 2013
Комментариев нет:
Отправить комментарий