вторник, 29 июля 2014 г.

Double Surround # 3: Tears for Fears - The Hurting (1983)

Tears for Fears: Курт Смит и Роланд Орзабал

Этот безумный, безумный, безумный мир

А:   Британская группа Tears for Fears всегда была слишком амбициозной, чтобы оставаться в рамках одного жанра. Даже их собственный вариант «новой волны», которую они играли на первых этапах своей карьеры, значительно отличался от негласно принятого в то время стандарта - что уже говорить о более поздних работах, на которых заметно ощущалось влияние блюза, джаза и чуть ли не прогрессивного рока. К гибкости музыкальной мысли добавим неординарную лирику, приправим богатым жизненным опытом музыкантов - и на выходе получим одну из самых любопытных поп-формаций 80-х годов прошлого столетия: Tears for Fears.

И:   Принято считать, что детство – самая беззаботная и счастливая пора в жизни каждого человека, но, к сожалению, далеко не у всех оно протекает радостно и ярко. Счастливым детством не мог похвастаться и парнишка по имени Роланд Орзабал (Roland Orzabal): он и его братья часто становились свидетелями того, как их родители ссорятся, а отец применяет физическую силу к матери. Его мать, кстати, работала стриптизёршей, и к ней обычно наведывались певцы и гитаристы, производившие сильное впечатление на маленького Роланда. Когда ему было 11, его семья переехала из родного Портсмута в другой английский город, Бат.

А:   Там Орзабал выучился играть на гитаре и даже начал писать свои первые песни, вдохновляясь Элвисом иДжонни Кэшем, а потом и вовсе стал учить азам гитарной игры своих товарищей. Один из них познакомил Орзабала с Куртом Смитом (Curt Smith), который умел неплохо петь. Детские годы Смита тоже отличались трудностями и жестокостью, однако научили его быть независимым и выкручиваться из любой ситуации. Это отразилось на его характере и поведении: он любил ввязываться в драки и прослыл знатным бунтарём, в отличие от более замкнутого и консервативного Орзабала, предпочитавшего провести время за очередной книгой. Но противоположности, как мы знаем, притягиваются, и так случилось и в тот раз – Смит и Орзабал быстро сдружились.

И:   Книге в этой истории отведена не последняя роль. Библией для Орзабала стал труд американского психологаАртура Янова (Arthur Janov) «Первичный крик» («Primal Scream»), согласно которому человек рождается «чистым листом», а все перенесённые им в детстве травмы подавляются и оборачиваются неврозами и расстройствами во взрослой жизни. Этой идеей Орзабал заразил Смита, и они сплотились ещё сильнее – две бедные жертвы убогого детства.


А:   Первой серьёзной группой будущих музыкантов стал коллектив Graduate (Выпускник). Правда, серьёзным его можно назвать только с очень большой натяжкой: «выпускники» играли шутливый ска и мод-ревайвл и в итоге надурачились на целый альбом и сингл, имевший локальный успех в некоторых европейских странах и неожиданно ставший настоящим радио-хитом в Испании.

И:   Неудивительно, что они получили успех в Испании, если там песни Fancy по полгода занимали первые места в чартах.

А:   Орзабал и Смит, впрочем, немного по-иному представляли свою музыку, поэтому в 1981 году Graduate распались, а два друга продолжили уже в новом направлении – в том, которое тогда диктовали Гэри НьюманSoft Cell и многие другие.

И:   Первоначально они планировали назвать свой новый коллектив History of Headaches (История головных болей), но Курт Смит вовремя опомнился и спас музыкальный мир от очередной группы с глупым именем: в другой книге Янова, «Узники боли» («Prisoners of Pain»), он выискал определение слёз как «замены страха» (tears as a replacement for fears). Орзабалу это пришлось по душе, и коллектив стал называться Tears for Fears.

А:   Можно было предположить, что взамен испорченному детству судьба подарит двум друзьям успешную взрослую жизнь и музыкальную карьеру. Отчасти так оно и произошло: в 1980-х годах Tears for Fears альбомами и песнями производили активные атаки на мировые хит-парады и сеяли семена любви в сердцах своих почитателей. Их путь отнюдь не был гладким: они успели серьёзно рассориться и разойтись по разные стороны баррикад, помириться и собраться вновь – но, несмотря на всё это, их музыка была и всегда будет эталоном высокого качества.

Tears For Fears в середине 2000-ых

Для более подробного ознакомления с историей Tears for Fears советуем вам прочитать книги «Первичный крик» и «Узники боли» Артура Янова. Ладно-ладно, это шутка. К сожалению, посвящённых группе книг очень мало, все они выходили давно и сегодня отличаются крайней редкостью. Информация в интернете обычно слишком поверхностна и сообщает одни и те же факты.


The Hurting
Боль

Дата выхода – 7 марта 1983 (Великобритания)

Жанр – новая волна, синти-поп, пост-панк

Лейбл – Mercury Records/Phonogram Records

Продюсеры – Chris Hughes и Ross Cullum

Оригинальный список песен:
1. "The Hurting" 4:20
2. "Mad World" 3:35
3. "Pale Shelter" 4:34
4. "Ideas as Opiates" 3:46
5. "Memories Fade" 5:08
6. "Suffer the Children" 3:53
7. "Watch Me Bleed" 4:18
8. "Change" 4:15
9. "The Prisoner" 2:55
10. "Start of the Breakdown" 5:00

Позиции в чартах - № 1 (Великобритания), № 73 (США)

И:   В этом году дебютнику Tears for Fears исполнилось ровно 30 лет, в честь чего в октябре выпустили ремастированное расширенное издание альбома. Это хорошая возможность вспомнить первые шаги великолепной группы в мир музыкальной индустрии. 

А:   Когда в свет вышел первый сингл Tears for Fears «Suffer the Children», легендарный радиоведущий Джон Пил (John Peel) сравнил её с песнями Joy Division. Это он, конечно, сделал сгоряча, но доля правды в его аналогии присутствовала. Раннее творчество Tears for Fears олицетворяет тёмную сторону «новой волны», и если группы вроде Duran Duran воспевали гламур и роскошную жизнь, то Роланд Орзабал и Курт Смит большее внимание уделяли своему внутреннему миру, в потаённых уголках которого пряталась скорбь по несчастливому детству. Согласно теории Артура Янова, когда пациент углубляется в детские воспоминания и находит то самое, что вызывает психозы, он издаёт истошный, полный ужаса вопль – «первичный крик». Этим криком для Tears for Fears стал их дебютный студийный альбом с говорящим названием «The Hurting». 

Беспокойные, с оголёнными нервами, иногда впадающие в откровенное отчаяние и как будто вопрошающие «за что?» - такими предстают музыканты на своей первой полноценной пластинке. Tears for Fears с самого начала несли в себе концепцию, и на альбоме «The Hurting» она раскрывается во всей своей тоскливой красе – достаточно бросить взгляд хотя бы на названия песен. Даже обложка демонстрирует нам ребёнка, в страдании закрывшего лицо руками; рядом с ним – никого и ничего, пустота.  

Запись альбома длилась около года. Вероятно, связано это с тем, что Tears for Fears впервые столкнулись с необходимостью продюсирования композиций, и учились такому уже в процессе. Но главной причиной этой чудовищной медлительности стало уж слишком чёткое представление Орзабала и Смита о том, какой должна быть их работа: они желали писать музыку, которая заставила бы слушателя задуматься, натолкнуть на нужные мысли и, вполне вероятно, подбодрить и помочь. Упорство, сносящий всё на своём пути перфекционизм и уверенность музыкантов в собственных силах помогли им не сломаться и донести послание в собственных песнях. 


И:   Сердцем группы и её лидером являлся Роланд Орзабал, авторству которого принадлежат практически все композиции Tears for Fears; Курт Смит играл на бас-гитаре и «заполнял» песни своим мягким меланхоличным голосом. Орзабал, впрочем, тоже не прочь был подать голос, но только в тех случаях, когда требовалось что-то громкое и надрывное, – на альбоме оба почти поровну делят между собой вокальные партии. Помимо них, в группу входили также клавишник Йен Стэнли (Ian Stanley) и ударник Мэнни Эллиас (Manny Ellias), но в творческом процессе они принимали участие не такое активное, как Орзабал и Смит, и большую пользу приносили только на живых выступлениях. 

А:   Выход «The Hurting», состоявшийся 7 марта 1983 года, был предварён четырьмя синглами, три из которых стали мощными хитам и навеки вошли в нетленную классику «новой волны». Поэтому ничего удивительного в большом коммерческом успехе альбома не было: в Великобритании он сразу после релиза спокойно возглавил национальный чарт, а через три недели получил «золотой» статус. Борьба Tears for Fears с давлением лейбла, установленными стандартами и – что важнее всего! - с самими собой окончилась триумфальной победой музыкантов.  По традиции, некоторые поклонники группы считают «The Hurting» лучшим альбомом Tears for Fears – и имеют для этого все основания. Это тот альбом, с которым человек должен пройти рука об руку в определённый и очень нелёгкий этап своей жизни – этап вступления в безумный взрослый мир - как можно безболезненнее.


THE HURTING
БОЛЬ
(R. Orzabal)

И:   Мощная гимноподобная композиция, сразу обозначающая общую атмосферу альбома и предупреждающая слушателя, что здесь всё совсем не просто. Отличный старт, тем более для дебютной работы.

А:   Смит и Орзабал поют дуэтом, последний ещё временами и завывает – почти как ребёнок. Строчка «научись рыдать, как дитя, и тогда боль тогда не вернётся» очень ясно объясняет замысел музыкантов.

И:   «The Hurting» дважды записывалась для радио BBC: у Джона Пила и Дэвида Дженсена (David Jensen). В концертную программу она входила вплоть до начала 1990-х годов.


MAD WORLD
БЕЗУМНЫЙ МИР
(R. Orzabal)


А:   Первоначально этой композиции отводилась роль би-сайда ко второму синглу Tears for Fears, «Pale Shelter», но от такой незавидной участи её уберёг менеджер группы Дэвид Бэйтс (David Bates) – он настоял на том, чтобы саму «Mad World» выпустили синглом.

И:   Ох уж эти менеджеры, вечно лезут, куда не надо. Правда, в этом случае всё произошло как раз наоборот: участники Tears for Fears, больших надежд на песню не возлагавшие, с удивлением наблюдали за тем, как их новый сингл уверенно карабкается вверх по британскому музыкальному чарту. Удобно обосновавшись на третьей позиции, «Mad World» стала первым большим хитом группы и принесла ей справедливую популярность. Впоследствии музыканты, конечно, крайне положительно отзывались о своём творении – Орзабал называл запись «очень тёплой и атмосферной» и хвалил Смита за «лучший вокал в его карьере», а Смит, в свою очередь, описывал звучание «Mad World» как «самое крутое на всём альбоме». Они оба правы, песня действительно вышла потрясающей, почти идеальной.

А:   «Mad World» создавалась под впечатлением от трудов – угадайте, кого? – правильно, психолога Артура Янова. Ничего конкретного о безумном мире она, впрочем, не рассказывает – только сносит слушателя вихрем образов, заставляет его увидеть окружающий мир глазами обычного подростка. Мрачная суть песни скрывается за ширмой лёгкого танцевального ритма.

И:   Даже сами музыканты не могли удержаться и пускались в пляс – особенно в этом преуспевал Орзабал, чьи странные и нестандартные движения мы можем наблюдать в видеоклипе. Дэвид Бэйтс потом рассказывал, что Роланд всегда любил танцевать подобным образом, когда ему что-то нравилось.

А:   Молодым слушателям «Mad World» должна быть хорошо знакома по кавер-версии Гэри Джулса к фильму 2001-ого года «Донни Дарко»; в его исполнении песня и вовсе возглавила британский хит-парад. Любопытно, что и оригинал Tears for Fears, и версия Джулса достигли своего пика на Рождество - видимо, рождественская депрессия совсем не миф. Интересен еще тот факт, что сам Смит вместе с Гэри исполнял песню на некоторых выступлениях. Вот что значит признание автора!

И:   Да кто её только не перепевал - и как её только не перепевали! Сами Tears for Fears играли «Mad World» на своих концертах и в альбомном варианте, и с оркестром и хором, и в медленном полуакустическом оформлении – выбирай на любой вкус.



PALE SHELTER
ПЛОХОЕ УБЕЖИЩЕ
(R. Orzabal)

  
А:   Второй сингл Tears for Fears. Вышедший в 1982 году, коммерчески успешным он не стал, поэтому композицию перезаписали и вновь выпустили отдельной пластинкой через месяц после релиза альбома. Ещё один верный шаг – обновлённая «Pale Shelter» стала очередным хитом группы, в итоге замкнув первую пятёрку UK Singles Chart.

И:   Очевидно, что она, как и предыдущая песня, тоже является постоянным концертным номером Tears for Fears.

А:   «Pale Shelter» обыгрывает невзаимную любовь – только скорее любовь ребёнка к своим родителям, чем неудачные отношения между мужчиной и женщиной. Оригинальная версия имеет подзаголовок «You Don’t Give Me Love» («Ты не любишь меня») и начинается с проигранной задом наперёд фразы, которую произносит Орзабал: «Болезнь системы происходит от болезни человека». Альбомный вариант тоже начинается с реверсивного отрывка, только уже игры на пианино.

И:   Название песни происходит от серии картин «Рисунки в убежище» британского скульптора Генри Мура.



IDEAS AS OPIATES
ИДЕИ ПОДОБНЫ НАРКОТИКАМ
(R. Orzabal)

И:   Под четвёртым номером на альбоме идёт очень своеобразная композиция, которую исполняет Роланд Орзабал. Он как всегда старается открывать рот шире и петь громче. Музыкальный ландшафт песни поражает своей потусторонней минималистичностью – здесь всего-то драм-машина, пианино и саксофон. Неподготовленный слушатель определённо будет смущён таким поворотом событий.

А:   Оригинальная версия песни находилась на второй стороне сингла «Mad World», а после перезаписи попала и на альбом. Кстати, одна из глав книги «Узники боли» Артура Янова называлась «Ideas as Opiates».

И:   Какая внезапность.

А:   Существует альтернативная инструментальная версия песни, под названием «Saxophones as Opiates». Она выходила на двенадцатидюймовом сингле «Mad World», и больше нигде не встречалась.


MEMORIES FADE
ВОСПОМИНАНИЯ СТИРАЮТСЯ
(R. Orzabal)

И:   «Ideas as Opiates» плавно переходит в «Memories Fade», ещё одну медленную атмосферную песню, в которой лидирующий вокал принадлежит Орзабалу.

А:   На фоне «пульсирующего» синтезатора Роланд повествует нам о своей несчастной любви и в припеве переходит на крик – «воспоминания уходят, а шрамы всё ещё затягиваются». Из предыдущей песни сюда перекочевал тревожный саксофон. Композиция постепенно выходит на свой эмоциональный апогей, взрывается и мягко угасает.

И:   «Memories Fade» записывалась для программы Дэвида Дженсена на BBC, хотя помнить поклонники группы её могли бы и без этого: песня довольно часто исполнялась на концертах Tears for Fears, и была даже на недавнем туре. В общем, достойный номер, отлично подходящий для концовки первой части альбома.

А:    Видимо, рэпер Канье Уэст тоже посчитал «Memories Fade» отличной – иначе трудно объяснить, зачем он практически полностью скопировал её в своей песне «Coldest Winter», причём, как утверждает Курт Смит, всё это прошло без разрешения самих Tears for Fears.


SUFFER THE CHILDREN
ПУСТИТЕ ДЕТЕЙ / ДЕТИ СТРАДАЮТ
(R. Orzabal)


И:   Самая первая песня Tears for Fears, запись её состоялась практически сразу же после распада Graduate. До этого Орзабал и Смит никогда не встречались с секвенсорами и прочими чудесами техники, необходимыми при создании электронной музыки.

А:   Знакомиться со всем этим им помогал Дэвид Лорд, работавший в то время вместе с самим Питером Гэбриелом, чья музыка определённо повлияла на музыкантов Tears for Fears.

И:   Получившаяся милая песня с названием (уже не очень милым) «Suffer the Children» была выпущена синглом. Он, конечно, провалился, но отзывы собрал неплохие – о мнении Джона Пила мы уже вам рассказывали. Для альбома песню специально перезаписали. На этот раз детский голос имитирует жена Орзабала, Кэролин.

А:   В названии есть отсылка к цитате из Евангелия (Матфей, 19:14) – «пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне», её часто набивают на надгробиях для детей.


WATCH ME BLEED
СМОТРИ, КАК Я ИСТЕКАЮ КРОВЬЮ
(R. Orzabal)

И:   Тем временем, одна из лучших песен по эту сторону безумного мира. Мерцающий звук гитары в сочетании с не совсем типичной для группы партией ударных и общей напряжённостью рождают мощнейший номер. Жаль, что «Watch Me Bleed» недолго продержалась в концертной программе. 

А:   Экспрессия Орзабала бьёт через край, хоть он и старается «не наделать шума», а лицо его «каменное». Что может скрывать человек за маской невозмутимости на своём лице?    

И:   Много чего – детские травмы, опять-таки. 

А:   Или же безжалостно грызущее одиночество. 



CHANGE
ИЗМЕНИТЬСЯ
(R. Orzabal, C. Smith, I. Stanley, M. Ellias.)


А:   Орзабал хотел, чтобы «Change» исполняла его жена; они вместе записали демоверсию, которая очень воодушевила Курта Смита – вот так песня и попала в группу.
  
И:   Таким образом, «Change» стала четвёртым синглом Tears for Fears и имела немалый успех на международной арене в целом и на родине музыкантов в частности – четвёртое место в хит-параде.
  
А:   Она разбавляет тёмные воды альбома: лирика её никоим образом не связана с проблемами психики, болью и страданиями; более того, она вообще ни с чем не связана. Отдых для мозга, зато работа для ног: под неё чертовски хорошо выходит танцевать.
  
И:   Мне никогда не нравилось её блёклое звучание – по-моему, в музыкальном плане для Tears for Fears это был шаг назад. До ужаса типичный сингл, этакий хит для радио. Зато многие другие её одобряют, и группа часто играет «Change» на своих выступлениях.




THE PRISONER
УЗНИК
(R. Orzabal)

И:   Вот любят многие предпоследним треком поставить что-нибудь слишком специфичное, и Tears for Fears не исключение. Короткий, но тревожно-пугающий опус, радикально отличающийся от остальных песен на альбоме. Ещё тогда они умели удивлять.
  
А:   Мы уже привыкли, что самые необычные и глубокие песни на альбоме поёт Орзабал, но на этот раз его заменяет Смит и справляется неплохо.
  
И:   Другая версия была записана на обратной стороне сингла «Pale Shelter», там композиция предстаёт чуть менее драматичной из-за хлёсткой драм-машины и синтезатора.
  
А:   Из таких композиций, как «Ideas as Opiates» и «The Prisoner», и состоит позвоночник альбома. Без них было бы совсем не то. 


START OF THE BREAKDOWN
НАЧАЛО КОНЦА
(R. Orzabal)

И:   Хороший альбом нужно: 1. удачно начать, 2. успешно продолжить и 3. красиво закончить. На «The Hurting» с этим всё в порядке, и завершающая композиция, к которой мы и подошли, представляет собой сильную песню с пронзительным вокалом Роланда Орзабала.
  
А:   Его отец часто переживал нервные срывы, однажды один из таких практически приковал его к постели. Для сына такое не могло пройти бесследно.
  
И:  Отмечу работу барабанщика Мэнни Эллиаса, который как бы методично вбивает гвозди в крышку гроба, и этим напоминает мне некоторые песни The Cure.
  
А:   Дополняют картину «копошащаяся» в ушах слушателя перкуссия и светло-трагичный голос пианино.

И:   Какое-то время «Start of the Breakdown» исполнялась на концертах, причём с равным успехом могла как открыть выступление, так и стать его финалом - как и на альбоме.

Могло создаться впечатление, что все би-сайды к синглам Tears for Fears позже в обновлённых версиях попали на альбом, но это не совсем так; были там и вполне себе самостоятельные композиции, о которых речь пойдёт дальше.



WINO
ПЬЯНИЦА
(R. Orzabal)

И:   Би-сайд к синглу «Suffer the Children».
  
А:   Здесь определённо сказываются ранние музыкальные увлечения Орзабала. Песня совершенно нетипична для Tears for Fears: по всей видимости, её автор просто пришёл в студию, cпел под акустическую гитару - и именно в таком виде её и оставили.


THE CONFLICT
КОНФЛИКТ
(C. Smith)

И:   Сингл «Change» в каком-то роде уникален, потому что на его обратной стороне находится песня за авторством Курта Смита. Это не значит, что композиция получилась плохой, совсем нет, но она тоже выбивается из творчества Tears for Fears – прежде всего, своей некомфортной психоделичностью.


WE ARE BROKEN
МЫ СЛОМЛЕНЫ
(R. Orzabal)

И:   На втором релизе «Pale Shelter» под таким названием выходила ранняя версия композиции «Broken», позже попавшей на второй альбом Tears for Fears. Вряд ли к этому можно что-то добавить, песня большого интереса не представляет.


А:   Искренность, мысль и непредсказуемые музыкальные ходы - вот что отличает «The Hurting» от других альбомов новой волны. Выпустив пар и высказав всё накопившееся на душе, Tears for Fears частично освободились от своих психологических оков, а на вырученные с продажи синглов и альбома деньги купили новое оборудование, чтобы с его помощью сделать что-нибудь уж совсем значительное - например, поуправлять миром...

И:   И у них это вполне получалось. Какое-то время.

С «The Hurting» я познакомился на волне интереса ко второму релизу группы - «Songs from the Big Chair» 1985-ого года, и сперва я не относился к нему с должным вниманием: хиты с вокалом Курта Смита хоть и были мне симпатичны, но песни, исполняемые Роландом Орзабалом, немного отталкивали. Да и общая простота альбома по сравнению с его последователями слегка обескураживала. Со временем, впрочем, всё встало на свои места, и сейчас «Боль» находится в ряду наиболее интересных для меня музыкальных работ.

А:   Раньше к дебютнику Tears for Fears большой любви я не питал: запись казалась тусклой и, за исключением двух-трёх песен, совсем не цепляла. Однако интервью музыкантов, из которого я узнал о назначении «The Hurting» и его истоках, заставило меня по-иному услышать эту работу и поменять своё мнение. Незаурядный, хороший альбом.

Для начинающих слушателей рекомендуем к прослушиванию переиздание «The Hurting» 1999 года с четырьмя дополнительными ремиксами, либо же ремастированное издание 2013 года. На последнем, к слову, не обошлось без ошибок - так, на втором диске по ошибке помещена не оригинальная версия «Ideas as Opiates» 1982-ого года, а её микс, очень близкий к альбомному варианту; а вместо «We are Broken» вы найдёте «Broken Revisited», что совсем не одно и то же. Для очень заинтересованных советуем к просмотру концерт 1983 года, транслировавшийся на немецкой музыкальной программе Rockpalast. Если вам и этого оказалось недостаточно, то к вашим услугам "In My Mind's Eye" - декабрьский концерт того же года в лондонском Одеоне, который можно найти на вышеназванном расширенном издании. Также вы можете абсолютно бесплатно прослушать альбом на сайте Яндекс.Музыка.

Надеемся, наша статья поможет вам расширить свой музыкальный кругозор, если вы «новичок», и представит обозреваемый альбом в новом для вас свете, если вы «продвинутый» слушатель. Спасибо за внимание, до новых встреч.

Double Surround, 30 ноября 2013

Комментариев нет:

Отправить комментарий